Знаки на пути (Авессалом Подводный).

ЕДИНСТВО МИРА
С того самого момента, как человек осознал себя, т.е. отделил себя от мира, он стремится найти в этом мире своё место и включить себя в мир обратно. Для того чтобы это сделать, ему нужно постичь единство мира. Проблема познания подробно рассмотрена в шестой главе; здесь же автор ограничится несколькими вводными замечаниями.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕДИНСТВО МИРА
Сама идея возможности познания мира человеком предполагает, что есть определённая одинаковость в природе, благодаря чему наше ограниченное по своим возможностям сознание может постичь небольшое количество основных законов, организующих мир. Цель науки — найти полную систему таких законов, т.е. такую, что любой другой закон является их логическим следствием. (Вера в существование такой системы, а в идеале — одного закона, познаваемого если не целиком, то частями, и составляет интуитивную основу позитивизма.) Поэтому учёные-профессионалы всегда ищут общий взгляд на возможно более широкий круг явлений, стремясь по возможности сократить число основных законов. Так, А. Эйнштейн значительную часть жизни посвятил попыткам построения общей теории поля, описывающей с единой точки зрения все типы физических взаимодействий.
К сожалению, для позитивистов реально складывающаяся ситуация выглядит как раз наоборот: по мере более внимательного изучения действительности глобальные законы начинают нарушаться, модифицируясь по-своему в каждой подобласти, а попытка «склеивания» локальных законов в глобальные терпят неудачу. А справедливые глобальные законы обладают печально известным свойством, выраженным фразой: «Эта теория настолько всеобща, что никакое её частное применение невозможно». Другими словами, глобальные законы становятся настолько расплывчатыми, что перестают хоть как-то ограничивать множество потенциально возможных явлений, в чем, собственно, и заключается суть любого закона: он среди всех мыслимых (потенциально допустимых) возможностей выделяет узкий класс тех, которые фактически могут реализоваться. Поэтому надежда на существование полной системы глобальных законов исчезает.
И тот факт, что, несмотря на это общеизвестное обстоятельство, люди продолжают с энтузиазмом заниматься наукой, свидетельствует о чисто мистическом подсознательном ощущении, что единый, настоящий и полный Закон природы существует, а его открытие очень важно, и притом не только для общества, а для данной конкретной личности. Как обычно, ощущение правильно, ошибочна интерпретация; вызывается же это ощущение как раз единством мира.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕДИНСТВО МИРА
Ум, создавая модели действительности и реализуя тем самым принцип «экономии мышления», в то же время отгораживает нас от этой самой действительности. Есть, однако, путь познания, заключающийся в выключении ума и непосредственной настройке всех органов чувств на объект. Мы погружаемся в ландшафт, настраиваемся на собеседника и т.п. И всегда по достижении определённой степени концентрации возникает один и тот же эффект: мы начинаем воспринимать объект как единое целое и включаем его в себя; детали пропадают, но информация, которую они доставляли, не исчезает, а лишь определённым образом трансформируется. Пока этого не случится, человек испытывает неудобство, беспокойство, чувство «непонимания», невосприятия. Таким образом, воспринимать по-настоящему мы можем только единый объект, так что, когда мы стремимся воспринять мир в целом, нам необходимо, чтобы он был единым. Именно это ощущение (обычно подсознательное) ведёт к постоянным попыткам преодолеть видимые противоречия мира, т.е. как раз те моменты, которые мешают видеть его как единое целое.
Прежде всего это всевозможные двойственности: свобода и необходимость, добро и зло, гармония и дисгармония, объект и субъект, любовь и ненависть, Бог и человек. Пока мы не снимем эти противоречия, надежды познания мира нет.

ИСКУССТВО
Всякая гармония есть проявление единства мира. Поэтому искусство можно определить как специфическую попытку выразить единство мира определёнными средствами (стихами, красками и т.д.). Все попытки формализации эстетики терпят провал именно потому, что для того, чтобы понять искусство, следует прежде понять единство мира, и никак не меньше.

_________________________________________________
Книгу только начал читать. Рекомендую.
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.