Йога – притворство или дорогой инструктор йоги

Уж сколько раз мне попадались преподаватели йоги, которые вместо обычной речи, вступая в диалог со мной (и не только со мной) начинали неестественно вворачивать фразы «йоговского» характера. Уж сколько раз на вопрос «как дела», мне отвечали что-то типа, «смотря из какой чакры ты меня спрашиваешь».
Это что, желание казаться умнее меня? Желание себе доказать, что ты продвинут?
Вот, например, говорит со мной девушка, инструктор одного из московских клубов. Спрашивает – «зачем ты делаешь так и так?» Я, пытаясь понять ее, отвечаю вопросом на вопрос — «а что это плохо?» После чего следует волшебная фраза – «плохо и хорошо – это ограничение и двойственность, свойственная беспокойному уму»… Погоди, родная, мы с тобой вроде не об уме разговаривали… или ты сомневаешься, что я вижу в тебе продвинутого йога?
Или меня другая девушка (то же инструктор по хатха йоге) спрашивает как-то – «ты зачем волосы покрасил?» Я говорю – «просто так, разнообразие…» «Нет» – говорит – «что ты этим хотел сказать? Просто так ничего не бывает… Ты что-то о себе заявить, таким образом, хочешь?» Я говорю – «аты сумочку черного цвета, зачем носишь? Какая в этом глубокая идея?» И это при том, что она-то крашеная блондинка.
Или еще частая и очень популярная отмазка преподавателей йоги, когда их спрашивают о чем бы то ни было, о болевых ощущениях, или об эмоциях на практике, ответ всегда такой – «ЭТО БЛОКИ ВЫХОДЯТ»… Неужели нельзя сказать «Я НЕ ЗНАЮ»? Вот спросите меня все что угодно и ответ БЛОКИ ВЫХОДЯТ, будет всегда очень уместным, потому что это ответ, не дающий ответа. Или один именитый преподаватель десять минут отвечал на вопрос «почему после практики так хочется кушать», и весь его ответ можно было уместить в одной фразе – ПОТОМУ ЧТО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ КУШАТЬ ПОСЛЕ ПРАКТИКИ…
Отдельное место занимает в этой публикации «улыбчиво – небесный» тип инструкторов, которые вместо нормальной речи обволакивают все вокруг себя в слащаво – нежно – приторное месиво из добрых слов и ласковых фраз. Есть у меня один знакомый инструктор, у которого все «дорогие», «любимые», «умнички», «делающие невероятные успехи молодцы». Если человек ласкает все вокруг себя, то это откровенно притворщик, цена слов которого крайне не высока!
Будь честным, адекватным, спокойным и осведомленным. Не нужно делать вид, что ты эксперт в ведической диетологии, бродячий садху и духовный наставник невежественных неофитов. Будь собой, дорогой инструктор йоги и не приписывай себе в резюме три — четыре дополнительных года личной практики.
  • +1

  • 0

23 комментария

Ursa
Видимо, накипело у вас, молодой человек. ))

Учителя йоги (йога Айенгара: Римма Корионова, Александр Фурашов) у которых я занимаюсь — взрослые люди — им обоим за 60. Так вот, говорят они обо всем очень подробно отчего/почему/зачем/как и для чего. На все вопросы понятным языком отвечают + не лезут с вопросами про цвет волос, тату и т.д. Отсюда совет, учитесь у взрослых преподавателей, для которых главное не форма, а содержание.

Это мнение ни в коем случае не должно восприниматься как единственно верное. Поделилась из собственного опыта. Мир вам :)
prabhujapsingh
Дело еще и в том, что я то сам инструктор и с учениками эти люди стараются выглядеть Учителями.
Naali
Очень хорошо тут просветленный мастер из Решикеша — Свами Муктананда, сказал «Когда один палец показывает на другого, три показывают на себя!»
prabhujapsingh
Это так, но иногда желание не показывать на других пальцем и быть толерантным граничит с безразличием ко всему вокруг, что часто приводит к всеобщей деградации
Maximaty
Хорошая статья. Соглашусь с Ursa — не у тех зангимаетесь, не с теми общаетесь))
Соглашусь и с тем, что Фурашов — отличный преподаватель — очень его уважаю))
Но не значит, что заниматься надо только у взрослых. Просто у адекватных)))
prabhujapsingh
С опытными взрослыми легче все обстоит, а вот адекватность у каждого своя и каждый сам себе определяет ее степень
Soup
Сат Нам, друзья.

Знаете, в западной традиции Йоги есть странное желание учеников — поставить учителя на место. Порой доходит до гонки в сверхскоростном режиме. И всегда вопрос: почему ко мне цепляются? что они возомнили о себе? Возможно, я шарю/понимаю достаточно для практики? Хоть один в горы иди )) Ну, как-то так. Это из своего прошлого опыта говорю ))

«Я НЕ ЖЕНЩИНА. (Загнуть мизинец – Меркурий)

Я НЕ МУЖЧИНА. (Загнуть безымянный палец – Солнце)

Я НЕ ЛИЧНОСТЬ. (Загнуть средний палец – Сатурн)

Я НЕ Я. (Загнуть указательный палец – Юпитер)

Я – УЧИТЕЛЬ. (Большой палец вверх)»

* клятва учителей кундалини-йоги

Относитесь с уважением, смотрите на учителя, как на истинного гуру, данного лично Вам. Он ни женщина, ни мужчина, ни личность, он — Ваш духовный учитель. Так в чем проблема? Если у вас «плохой» учитель, взгляните на ситуацию с другой стороны — почему так? Возможно, это лишь отражение Вашей неготовности идти дальше. И стоит ещё чему-нибудь поучиться. А когда готов ученик — приходит учитель. И дело не в притворстве. Весь мир как был, так и остается отражением Вашего микрокосмоса. Любите окружающих и разногласия уйдут.
prabhujapsingh
Все приведенные примеры — учителя Хатха йоги. С кундалини йогой втбще все проще и как-то правильней. Ну вот позволю себе привести пример из практики моего друга, он преподает в федерации йоги и как то в его отъезд ему на замену поставили Анастасию (фамилию не буду указывать). За время ее замен пара человек пришло совсем новых, которые не знали что это время моего друга. Когда они в очередной раз пришли к Анастасии, там уже был мой товарищ. Один из этих учеников не пошел к нему на занятие, потому что «не мог предать Настю»...) Вы предлагаете относится к таким госпожам как Анастасия как к Гуру? Это при том, что она даже базовые истины, такие как НЕПРИВЯЗАННОСТЬ к учителю не может передать))) Никто не пытается поставить на место учителя и доказать ему что-то (я сам учу Кундалини йоге), просто открывать глаза людям тоже надо! Сегодня она учит, что заниматься нужно только у нее, завтра диету пропишет, а послезавтра ученик поламается в асане?
Soup
Я рассуждаю лишь с позиции ученика. В зале у меня есть свой преподаватель, он мой учитель, я учусь у него. Приходят девчонки, иногда ведут занятия вместо основного преподавателя. Ну как мне на них реагировать? Сегодня они мои учителя.

Мне с такой позицией практиковать намного легче. Возможно, я не понимаю страхов преподавателей. Им обидно за «полуфабрикатных» преподов или это обычная конкуренция? Вам виднее. Просто я искренне считаю, что если есть «внутренняя зацепка», обязательно найдется человек, который повесит на такой крючок пальто :)) Что-то Вас цепляет в этой ситуации, меня, например, нет.

Даже прогонять с диким улюлюканьем Анастасию из Вашего примера не хочется :) Так всех учителей разгоним. Поэтому и призываю всех учеников: «относится с уважением, смотреть на учителя, как на истинного гуру, данного лично Вам». В конце концов, поступайте так, как хотите, чтоб поступали с Вами.
prabhujapsingh
Правильно, в конце концов те ученики, которые попали к «тем» учителям, именно с ними имеют какие-то кармические связи и это их судьба…
foofighter
Ну, положим не «учителя», а в лучшем случае — инструктора. Это надо четко разграничивать.
dhiaan
Знаете, в западной традиции Йоги есть странное желание учеников — поставить учителя на место.
Не странное, а совершенно нормальное для западного человека желание. Более того, в ситуации, когда каждый второй уже великий гуру — желание, совершенно необходимое для выживания. Схема с учеником, который жил в доме учителя годами и становился как бы его сыном, не работает на базе современной йога-студии :) По крайней мере, массово.
foofighter
Учителя невозможно «поставить на место». Он и тренирующиеся — находятся в различных «системах отсчета». Попытки обучающихся умничать — нелепы и вызывают сочувствие. Но попытки умничать инструкторов и закосить под «гуру» так же нелепы, в глазах сколь-нибудь трезвомыслящих людей.
nusha777
Согласна с автором. Он очень верно подметил, что среди преподавателей йоги много случайных людей, которые прикрываясь сладкими речами и своей «осведомленностью, просто нашли наиболее удобный и легкий для них способ реализовать свои амбиции, потешить свои комплексы. И в первую очередь, это часто для них практически единственный способ зарабатывания себе на жизнь, так как больше они, как правило, ничего и не умеют, только вешать лапшу на уши.
dhiaan
Мне кажется, большинство комментировавших этот пост вас вообще не поняли. Тут же речь не об отношениях учителя и ученика, а о простом человеческом общении, которое не складывается.
Soler
И мне захотелось ответить)))).
В посте много мыслей, за которые можно зацепиться. Итак, поэтапно.
1. Инструктора йоги живут в той же самой стране, в тех же самых городах, (поселках, и.т.д.), что и все остальные люди. Ну да, они сделали первый шаг на пути осознанности, ну и что? В них никуда не делось эго, и редко кто их них смог разотождествиться со своим эго. И конечно оно находит способы проявиться. Хочется «выглядеть подобающе», инструктор все же, заработать уважение, и все такое. Самомнение, чувство собственной важности — по полной программе. Часто это видно очень хорошо со стороны. В общем, предлагаю быть снисходительными, и фильтровать эти проявления чужого эго, пытаясь все же ухватить суть занятий.
2. Скажу пару слов и в защиту «таких» инструкторов. По моему личному опыту, если работаешь над какой-то собственной проблемой, то часто автоматически, через эту призму рассматриваешь весь окружающий мир. Например, после семинара c известным мастером используешь его обороты речи, и т.д. И часто начинаешь автоматически «грузить» собеседника подробностями своих размышлений. Отсюда и возникают эти «что ты этим хотел сказать? Просто так ничего не бывает… Ты что-то о себе заявить, таким образом, хочешь?». Возможно, человек просто сейчас занят поиском этого в самом себе. И именно поэтому, пытается найти в других то, что нашел в себе.
3. Еще хочу привести пример. У меня есть несколько «старших товарищей» в йоге, с которыми я не один раз бывал в различных походах и ритритах. Так вот, я всегда мог с ними общаться адекватно, я все понимал, что они говорят, во мне это находило отклик. И так было несколько лет подряд. При этом, во мне самом происходил рост, мои взгляды на многое менялись, часто я понимал, что был сильно неправ ранее, в общем, замечал эти скачки изменений в себе. Тем не менее, всегда общение с моими старшими товарищами было органичным и полезным. И не так давно я наконец понял: да, я менялся, но каждый раз они были способны перейти на мой собственный уровень общения и общаться со мной так, как удобно было мне, а не смотреть с высоты своего опыта вниз на меня как на песчинку. И в этот момент до меня дошло наконец, что именно так должен общаться опытный человек — нужно говорить на том языке, который могут понять твои собеседники. Кстати, далеко не все они инструктора по йоге, но есть и такие.
4. На мой взгляд, гораздо страшнее, когда человек начинает давать йогу и не осознает своей ответственности за свои действия. Или еще хуже – осознанно уходит от нее. Ведь на самом деле, йога для каждого очень индивидуальна. И инструктор должен быть готов к тому, что посреди ночи позвонит кто-то из его группы и скажет, что не может уснуть, потому что жутко болит спина (ну я так, для красного словца краски сгустил, не дай бог). Возможно, это произойдет потому, что ученик выполнял не точно все предписания, но это не важно, инструктор должен помочь.
5. Все же очень хочется отойти от темы и упомянуть о том, почему же «хочется кушать после практики»))))). Лично мне чаще всего, после практики очень долго НЕ хочется кушать. Но бывало по разному. Иногда после занятия с Учителем безумно хотелось выпить чего-то крепкого. Желание поесть я в таком случае воспринимаю как общий упадок сил, растрата и перерасход жизненной энергии. Тело, не привыкшее к эффективным способам получения энергии, делает то, что умеет – желает поесть. А получается так всегда, когда на занятии жалеешь себя, не отдаешься полностью Учителю, стараешься выполнить упражнение попроще. В результате не включаешься в поток и расходуешь просто силу мышц. Потому и хочетс я есть))). Кстати, прошу не считать это умствованием, пишу как думаю.
Neandertalo
Эта статья насквозь пропитана разочарованием писавшего её садхака в том, что ни один из его инструкторов по йоге не является Великим Гуру, и их неокрепшие умы, пребывая в состоянии двойственности, постоянно напоминают ему об этом. А ведь так хочется обучаться йоге не у обычных мирян, а у Избранного — единственного и, по возможности, неповторимого, а они к сожалению все в книжках да пещерах… Автор, ВСЕ инструктора — обычные люди, привыкай к реальности, все хорошо)))
prabhujapsingh
Спасибо, это действительно дельный совет для всех садхаков. Но на самом деле пост пропитан удивлением от того, что йога должна менять человека в лучшую сторону, а под час только эго раздувает у преподавателей. 
Я сам инструктор и примеры изложенные здесь — это примеры «нарезания понтов» у моих, как бы коллег… и откровенного их притворства перед их учениками. 
Чем выше мастерство, тем выше скромность учителя и  доступность учения... 
И мне кстати повезло, я у таких товарищей никогда не занимался. Моими учителями были люди с Большой буквы, никогда не позволявшие себе подобных перлов, они были (и есть) настоящим примером для подражания… Просто мне очень обидно за садхаков, которые могут попасть к странному и не очень адекватному человеку (один инструктор йоги засветился на битве экстрасенсов, на занятиях фокусы показывал) и думать что так это и должно быть…
Neandertalo
А что инструктор уже не садхак)))? Это что за планки такие интересные, типа как в армии: «дух» -садхак ,«черпак» — инструктор,«дед» — гуру?))) На самом деле я тоже раньше думал, что йога должна менять человека к лучшему, потом только понял, что йога меняет человека к тому, к чему он сам выберет. У человека есть свобода выбора, у йоги её нету. Мало кому из изучающих йогу, цивилизованным людям удается беспрекословно честно следовать яме и нияме, в следствии этого духовная составляющая человека оставляет желать лучшего, но ему не до этого — он бандхах уже слипся, из кумбхак сутками не выходит, хочет мысли чужие читать поскорей, бедняга. Вот и получается что следовать в йоге можно за эго, а можно за духом, выбор за нами.
prabhujapsingh
выбор то за нами, но знаете, выгораживать врачей, которые с бодуна «теряют» пациентов… наверно это их выбор… тоже самое… выгораживать прохинедеев, лохотронщиков и йогов — аферистов… не думаю, что это правильно… есть нормы, за которые выходить некому не следует…
Neandertalo
Очень кушать хочется, однако. Всем)))
foofighter
Получается, что только «Великие Гуру», единственные способны разговаривать разумно и без понтов. А все остальные — инструктора, садхаки и тд. — просто не могут не нести чушь. Но разумные и мудрые люди есть не только в йоге.
Natoza
Может, просто надо выбирать, с кем стоит общаться, а с кем — вежливо здороваться и не более? У меня тоже среди преподов по йоге была одна, которая казалась мне напыщенной и самодовольной матроной. А другие ученики от нее перлись — видимо, каждому свое… Хотя, конечно, когда только приходишь в йогу, смотришь на всех преподов с широко распахнутыми глазами, как на просветленных гуру. И иногда это вредит.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.