Волны мыслей

Волны, несущие информацию, все время трансформируются в мысли.
Если бросить камешек в спокойную воду пруда, то по ней, в результате, появятся круги в качестве реакции на брошенный камень.
Информация производит точно такую реакцию: появляются волны мыслей. Поверхность ума подобна поверхности воды озера, на которой рождаются волны и круги. Если вглядеться в спокойную поверхность воды озера, то можно видеть сквозь воду, но если поверхность воды не спокойна и по ней идут! волны, то в воде ничего нельзя увидеть. Волны на поверхности воды препятствуют видению.

Когда мы смотрим на ежедневный круговорот нашей жизни, мы убеждаемся, что мысли играют в ней важнейшую роль. Встав утром с постели, мы занимаемся разными делами. Прежде всего, нам нужно идти в магазин или на работу. Мысль, пришедшая в наш ум, заставляет нас собираться на работу. По пути на работу мы видим множество вещей, мы слышим разные звуки и голоса. Некоторые вещи привлекают наше внимание, порой мы видим происшествие, и это оставляет впечатление в нашей памяти. Когда мы встречаем новый щит или доску объявлений, это не ускользает от нашего внимания. Добравшись до цели, мы держим в центре внимания работу предприятия или свою работу. Мы просто забываем о том, что видели и слышали по пути на работу, и занимаемся своими делами. Когда мы возвращаемся домой, наше внимание привлекают домашние дела, и мы начинаем заниматься ими. Управившись с необходимыми делами по дому, мы испытываем потребность выйти из дому и заняться общественной жизнью. Мы наносим визит другу, читаем книгу или сидим у телевизора и, наконец, ложимся спать. Следующий день начинается почти так же и с того же.

Если проанализировать любой период времени, то можно заметить, что наше внимание не задерживается на одной вещи дольше нескольких мгновений. Центр нашего внимания все время перемещается на привходящие мысли. Если нам пришла на ум мысль о беспокоя¬щем нас событии, мы начинаем думать об этой проблеме, а когда нас посещает мысль о чем-нибудь радостном, то мы испытываем чувство радости, если же нам на ум пришла мысль о каком-либо происшествии, мы начинаем думать о подробностях этого происшествия.

Анализ нашей умственной деятельности заставляет нас сделать вывод о том, что наш ум постоянно занят окружающей обстановкой и весь период бодрствования тратится па умственную деятельность того или иного рода. Натиск происходящих вокруг нас событий и происшествий удерживает наш ум в деятельности все время, и нет ни единого мгновения, когда наше внимание было бы оторвано от потока мыслей. Наплыв мыслей затуманивает наш ум и не дает обратить внимание на внутреннюю сторону нашей жизни. По этой причине он не способен увидеть внутреннюю сторону нашего «я».

Отражения на экране нашего ума очень темны или светлы, отчетливы или расплывчаты. Отчетливые силуэты этих отражений легко различаются нашим Сознанием, но туманным и мягким очертаниям не удается привлечь наше внимание, и сознание не может схватить детали. Расплывчатые образы забываются, так как не могут должным образом привлечь наше внимание. Исследование глубин нашего ума остается невозможным, пока ум сфокусирован на потоке входящих мыслей, но, если внимание отвлечено от мыслей, проявляющихся на поверхности нашего ума, наше видение начинает воспринимать внутреннюю жизнь, и даже те впечатления, которые были расплывчаты и не ясны для сознания, становятся видимыми.

Подводя итог, можно сказать, что для активизации сверхъестественных способностей и для изучения эзотерических наук необходимо добиться целеустремленности и развить в себе силу концентрации. Чтобы изучить духовную науку, прежде всего, нужно научиться освобождать свой ум. Освобождение ума является первым уроком в духовном обучении. Человек, овладевший способностью держать свой ум свободным от натиска мыслей, способен наблюдать духовную деятельность.

Иметь освобожденный (или опустошенный) ум не значит не впускать ни одну мысль в ум. В действительности это означает, что внимание удерживается на одной точке таким образом, чтобы ни одна мысль намеренно не допускалась в ум, а мысли, которые появляются сами, не отвлекали бы внимание погружением в них.

Другое определение опустошенного ума заключается в том, что ум должен быть отвлечен от всех мыслей и должен быть сосредоточен на одной единственной мысли так, чтобы остальные мысли игнорировались. Когда мы пытаемся достичь опустошения ума, мы сталкиваемся с трудностями из-за того, что не привыкли к такому состоянию ума, но регулярная практика может помочь нам добиться способности входить в состояние опустошенного ума по желанию. Специальное название состояния опустошенности ума — медитация.

Это состояние можно наблюдать и во время различной повседневной деятельности.
ПРИМЕР: Если мы собираемся написать статью, очерк или письмо, мы должны иметь ручку в руке и бумагу перед собой, а наш ум должен подобрать слова, которые потом лягут на бумагу. Атмосфера вокруг нас наполнена голосами, на которые, обычно, мы обращаем внимание, но в этот особенный момент мы игнорируем их, сосредоточив внимание на предмете статьи. Наше мышление и наши действия обращаются к одной единственной точке перевода наших мыслей в слова и записи их на бумагу.

Другой пример такого усиленного внимания можно наблюдать, когда нитка вдевается в ушко иголки. Пока нитка еще не вдета в иголку, внимание удерживается в ушке иголки и на конце нитки.
То же происходит при вождении автомобиля. Ког-да мы ведем машину, все наши умственные способности, так же как и внимание, сосредоточены только на вождении, в результате чего наши конечности и части тела управляют автомобилем. И хотя мы разговариваем с человеком, сидящим на пассажирском месте, и многое другое проходит через наш ум, тем не менее, все наше внимание удерживается на управлении машиной.

Такое же состояние концентрации внимания достигается тем, кто намеренно и сознательно выполняет медитацию. Он или она пытается удержать внимание на некоторой мысли, забывая обо всех других мыслях в своем сознании в течение десяти, пятнадцати, тридцати минут или даже часа. Внимание удерживается на одной единственной мысли или идее, ментально отгораживаясь от всех других мыслей и идей. Можно сказать, что медитация, по сути дела, является названием состояния недумания никаких мыслей, состояния потерянности в одной единственной мысли.

Чтобы практиковать медитацию, можно применять все средства, которые могут отвлечь ум от внешних раздражителей, и сконцентрировать его на одной-единственной точке.
Когда поток информации из внешнего мира прекращается, начинают проявляться скрытые источники информации. И тогда человек начинает видеть, слышать, чувствовать, ощущать запахи и вкус, ходить и выполнять другую деятельность с помощью качеств, которые называются духовными.

Великий суфийский поэт Руми сказал об этом в стихах: «Вы закрываете свои глаза, свои уши и свои губы, и вы не можете увидеть истину, и тогда вы имеете право смеяться надо мной».
  • 0

  • 0

2 комментария

Rauki
А у меня сложилось несколько иное видение или технический подход. Я считаю, что медитация и концентрация это все-таки разные практики. Не зря же Патанджали отнес их к разным ступеням йоги. В какой-то степени их можно считать даже противоположными. Концентрация – это умение собирать свое внимание на одном объекте, выделять его из всех других объектов или общего фона. А медитация – это умение деконцентрировать внимание. Когда ни один объект не выделяется вниманием из общего поля восприятия и поэтому сознание все осознает, но ум остается пустым. Поясню на примере. Я воспринимаю комнату, в ней множество объектов: стол, стул, лампа, стены, компьютер, мое тело, пол, потолок. Но концентрируюсь я, например, на компьютере. При этом все остальное выпадает из внимания, хоть и продолжает восприниматься. Теперь состояние медитации. Я равномерно распределяю внимание на всю комнату, охватываю вниманием все объекты, но при этом ни один из них не выделяю. В этот момент мой ум и становится пустым. Медитативное состояние достигнуто. Чтобы ум включился, ему надо сконцентрироваться и выделить конкретный объект или объекты. А концентрирует он именно внимание, а т.к. все внимание занято комнатой, то ему ничего не остается, как бездействовать. Итак, я воспринимаю всю комнату целиком, ум молчит и поэтому у меня нет описания ни объектов, ни себя, а значит, я могу проникнуть в суть объектов, минуя привычные описания, предоставляемые умом и познать их природу напрямую, изнутри.
mysticspot
Мне кажется что любое осознанное внимание на объект это и есть медитация (по крайней мере я так понимаю, на нынешнем уровне своего развития).
И в данном случае есть медитация «пассивная» и «активная», эту терминологию можно попробовать применить к тому что вы описали выше.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.