Сахасрара чакра (седьмая)

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ: «Тысячелепестковая». Также Шунья (пустота) чакра, или Нираламбапури (обитель без опоры) чакра.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Макушка головы, мозговой плексус, над головой.
ЦВЕТ БИДЖИ (семени): Золотой.
ПЛАН БЫТИЯ: Сатьям-Лока, миры истины.
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПЛАНЕТА: Кету.
ФОРМА ЯНТРЫ: Круг как полная Луна. В некоторых писаниях янтра описывается как Пурна Чандра (полная луна), в других как ниракара (бесформенная). Выше сферы находится зонтик из тысячи лепестков лотоса всех цветов радуги.
БИДЖА ЧАКРЫ: Висарга (определенный придыхательный звук в санскрите).
НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: Бинду, точка выше полумесяца.
БОЖЕСТВО ЧАКРЫ: Внутренний гуру, Парамгуру, Параматма.
ШАКТИ: Чайтанья; некоторые писания указывают Махашакти.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ: Это энергетическии центр, в котором сливаются все противоположности. Он упраздняет все звуки и все цвета и заключает в себе все познавательные и волевые способности, статические и динамические энергии остальных центров. В сахасраре происходит разрыв всех уровней, и человек выходит за пределы временного иллюзорного мира. Иногда в религиозной живописи сахасрара изображается как ореол, лимб над головой божеств и святых.
До открытия этой чакры йог не способен обрести сверхсознательное состояние называемое асам-праджнята — самадхи. Через раскрытие тысячелепесткового лотоса йог достигает осознания своей духовной природы, сат-читананда, бытие-знание-блаженство, он избавляется от влияния ложного эго и трех гун природы, и в состоянии освобождения наслаждается своим истинным Я и любовными отношениями с Высшим Я.
При достижении самадхи человек не утрачивает сознания, как это происходит во сне, обмороке или опьянении, исчезает лишь материальное сознание, то есть отождествление с грубым и тонкими телами. Он обретает всеобъединяющее, а не разъединяющее видение мира. Он воспринимает все как бесконечное многообразие божественных явлений и пребывает в единой самосветящейся субстанции.
Человек, достигший сверхсознательного состояния, общается с каждой индивидуальностью как с сияющим потоком бытия-сознания, начинающегося за пределами времени и уходящим в вечность. Он переполняется божественной любовью и божественным состраданием ко всем существам. В сверхсознательном состоянии исчезают все противопоставления — материя — дух, трансцендентное — имманентное, конечное — бесконечное, прошлое — настоящее, личное — безличное. Это состояние ничто не исключает. В Абсолюте есть все, и все в нем Абсолютно. Это открытие бесконечного Абсолюта в каждом объекте и вечности в каждом мгновении. Это высшая полнота жизни, блаженство и наслаждение единством индивидуальностей. Сахасрара вращается над головой. Ее лепестки излучают пылающий фиолетовый свет, наиболее духовный из всех цветов спектра. Состояние этой чакры показывает степень сознательного развития человека. Коронарная чакра бездействует до тех пор, пока не очищены все остальные чакры. Когда же вся чакральная система человека сбалансирована и все энергетические центры активизированы, это приносит высшее просветление и космическое сознание.

Сахасрара оказывает влияние на работу нервной и скелетной систем. Она контролирует шишковидную железу, проводящие нервные пути и синапсы тела; связана с работой продолговатого мозга. Сахасрара связана с уровнем сверхсознания, который работает с духовностью и высшими силами Вселенной.
В момент, когда энергия кундалини достигает сахасрары, происходит раскрытие высшего уровня Божественного Сознания. При этом исчезает всякая двойственность и субъективность; человек ощущает полную и безграничную связь с Богом; материя возвращается в Дух.
Если данная чакра является ведущей, человек становится вместилищем мудрости и сострадания, так как он начинает чувствовать причины потребностей человека, разбираться в сути намерений, движущих человеческими поступками. Он всегда знает, кто чего и почему хочет. Такое понимание освобождает от ненужной напряженности и озабоченности, делает его мудрым и могущественным.
В сахасраре Шива встречается с Шакти. Они сливаются в космическом единстве, от их слияния изливается божественный нектар (амрита), который одухотворяет и преображает все тело.

В Каула-Джнана-Нирнайе (ст. 8) сахасрара чакра описывается как белый лотос, плавающий посредине океана молока, а в центре этого лотоса пребывает Я.
Тысяча лепестков этого лотоса располагаются на 20 уровнях, по 50 лепестков в каждом. На каждом лепестке — одна буква (матрика) санскрита, получается кольцо букв, известное как панча-шикха-мала. В перикарпии (околоплоднике) лотоса расположена лунная область (чандра-мандала), откуда исходит персиковый свет. Образуется светящийся треугольник, внутри которого — пустота (шунья), также называемая параматма-бинду, обитель трансцендентного блаженства сознания.
Относительно сахасрары чакры в литературе имеется много расхождений. Следует отметить, что коронарная и нирвана чакры — не один, а несколько высших энергетических центров. Шри Ауробиндо, однако, говорит только об одной — сахасраре чакре. Шьям Сундар Госвами упоминает две чакры: гуру-чакру (белого цвета и имеющую 12 лепестков) и сахасрару, или сахасрадалу-чакру (золотого или меняющегося цвета, и имеющую 1000 лепестков). Система Радха Свами определяет пять высших чакр, первая из которых — коронарная, или сахасрара. Каждый центр здесь соотносится с определенной небесной сферой и внутренним звуком (нада, или шабда). Все исследователи сходятся в том, что эти высшие чакры представляют различные степени трансперсонального, или высшего духовного интуитивного Божественного сознания. Это сфера принципа сверхсознания и демиургических иерархий.

МЕДИТАЦИЯ: «Слияние с Высшим Сознанием».

Прежде чем приступить к основной части упражнения, попробуйте в течение семи дней проводить такой эксперимент: почувствуйте свою кровь, свои кости, свою плоть, свое тело наполненными печалью — печальна каждая клеточка вашего тела; вокруг вас темная ночь; тяжелая, давящая, ни единого луча света, ни надежды, мрачно и печально, как будто вы умираете. Жизнь не бьется в вас; вы просто ожидаете смерти. Как будто смерть уже наступила или наступает. В течение семи дней сосредоточивайтесь на том, что смерть проходит через ваше тело; она до костей, до мозга костей проникает в вас. Продолжайте думать так, не нарушая этого настроения. И потом, через семь дней, посмотрите, что будете чувствовать. Вы станете мертвыми. Все чувства исчезнут, Я будет казаться неживым. Что вы сделали? Вы делали все то же самое, что делаете обычно; единственное отличие заключалось в воображении: вы создали вокруг новый шаблон воображения.

И вы преуспеете в этом. На самом деле вы уже преуспели; вы прекрасно предаетесь печали, вы стали уже экспертами в этом. Именно поэтому нужно начинать с печали. Если вас попросят переполниться блаженством, то это будет очень трудно. Вы не представляете себе блаженства. И если вы хорошо представляете себе печаль, то поймете, что если с вами случается печаль, то почему не может случиться и счастье? Если вы можете визуализировать печаль и в этой печали стать мертвой вещью, то почему бы не воссоздать вокруг себя радость?

Благодаря упражнению вы осознаете, что в чем бы ни заключалась печаль, от которой вы страдали, она была нереальной. Это вы создали ее, вы ее автор. Трудно себе представить, что все ваши печали — это лишь ваше воображение, ведь тогда вся ответственность ложится на вас. Тогда никто другой не отвечает за вашу печаль, тогда вы не можете переложить ответственность на Бога, на судьбу, на других людей, на общество.
В течение семи дней пытайтесь непрерывно проводить этот эксперимент. И тогда, поверьте и проверьте, вы никогда больше не будете испытывать печаль — ведь тогда вы будете знать ключ.
А затем в течение семи дней старайтесь пребывать в потоке блаженства — плывите в блаженстве, пусть каждый вдох несет вам восторг. Начните с печали на протяжении семи дней, а потом в течение еще семи дней двигайтесь в противоположном направлении. И когда вы двигаетесь к прямо противоположному чувству, вы лучше почувствуете все благодаря контрасту.

И только после этого вы сможете провести новый эксперимент — он глубже, чем счастье. Печаль лежит на поверхности, счастье посередине, а это — последнее ядро, самая сердцевина, космическая сущность. Почувствуйте свою субстанцию, свои кости, плоть, кровь насыщенными космической сущностью — вечной жизнью, божественной энергией, светом. Но не пытайтесь начинать этот эксперимент сразу, поскольку тогда вы не сможете коснуться ее. Начните с печали, потом двигайтесь к счастью и затем испытайте источник, самый источник жизни — космическую сущность. Вы почувствуете себя исполненными ею.
Вначале вы будете осознавать, что лишь воображаете ее себе, но не останавливайтесь. Хорошо даже то, что вы можете вообразить себе что-то стоящее. Вы воображаете и в самом этом воображении изменяетесь. Продолжайте, и мало-помалу вы полностью забудете, что вы воображаете, — то, что вы воображаете, станет для вас реальностью.

Почувствуйте свою жизнь, свои кости, плоть, кровь насыщенными космической сущностью. Ощущайте себя так, как если бы через вас текло божественное: вас нет, но в вас существует космическое, в вас существует Бог. Когда вы испытываете голод, — и он испытывает голод, — тогда трапеза становится поклонением божественному. Когда вы испытываете жажду, космос в вас испытывает жажду. Когда вы хотите спать, он хочет спать, он желает отдыха, расслабления. Когда вы молоды, он молод в вас. Когда вы влюбляетесь, он влюбляется. Станьте насыщенными им, будьте целиком насыщенными им. Не делайте ни малейшего различия. Хорошее или плохое, что бы ни происходило, происходит с ним. Вы просто изъяты, вас больше нет, есть только он. Поэтому хорошее или плохое, ад или рай, что бы ни случилось, случается с ним. Вся ответственность падает на него, а вас больше нет. Это самое «болыше нет», которое дает вам эта техника, и есть предельное в метапсихологии.
Но вы не знаете никакого насыщения, вы не чувствуете своего тела пористым, подобным губке, вы не чувствуете, что в вашем теле текут реки жизненной энергии. Вы думаете о себе, как о чем-то твердом, мертвом, замкнутом. Жизнь случается только тогда, когда вы уязвимы, открыты, незамкнуты. Жизнь движется сквозь вас, и, что бы ни происходило, это происходит с жизненной энергией, а не с вами — вы лишь фрагмент. И все ограничения, которые вы воздвигли вокруг себя, ложны, не реальны.
Вы не можете существовать одинокими. Если вы одиноки, то как вы можете существовать? Вы не можете существовать без звезд, цветов, гор. Если вы что-нибудь сделаете, все начнет вибрировать. Существование едино. Если вы коснулись цветка, вы коснулись всего космоса; если вы посмотрели в глаза своего ближнего, вы посмотрели в глаза космоса. Вся эта сеть едина, вы не можете коснуться никакой из ее частей, не затронув всего, ни одна часть не может существовать без всего.
Когда вы почувствуете это, эго исчезнет. Эго существует только тогда, когда вы за целое принимаете какую-то часть целого. Эго существует, когда вы делаете часть целым. Когда вы узнаете правильную пропорцию, когда вы узнаете, что часть — это часть, а Целое — это целое, эго исчезнет. Эго — это всего лишь неправильное понимание.

И эта техника, позволяющая почувствовать себя насыщенным космическим, прекрасна!
С самого раннего утра, когда вы чувствуете, что жизнь пробуждается, когда вы чувствуете, что сон проходит, первой мыслью должна быть мысль об этом насыщении: сейчас открывается божественное; божественное, не вы, встает из сна. Делайте свой первый вздох с именем Бога. Теперь это стало формальностью и существо дела утеряно, но корни этой традиции лежат в следующем: в тот момент, когда вы пробуждаетесь утром, вы не должны помнить о себе, вы должны помнить о божественном. Первым вашим воспоминанием должно быть божественное — оно же должно быть вашим последним: воспоминанием, когда вы засыпаете вечером. Должно вспоминаться божественное; божественное должно быть первым и последним. И если Бог действительно является утром первым и вечером последним, он будет с вами весь день — не только утром и вечером.
Вы должны погружаться в сон насыщенными им. Вы удивитесь, поскольку качество вашего сна станет иным. Засыпая вечером, пожалуйста, не думайте, что это вы засыпает, пусть засыпает божественное. Застилая постель, застилайте для божества — к вам идет гость. И когда вы лежите в постели, пусть там лежит божество, не вы — рассматривайте себя как гостя. Погружаясь в сон, все время думайте, что божественное существует, оно насыщает каждое дыхание, оно пульсирует крови, оно бьется в сердце. Теперь оно устало после целого трудового дня, теперь оно хочет спать.
И утром вы почувствуете, что спали совершенно иначе. Качество сна станет космическим, ведь глубоко, у источника состоялась встреча.
И будьте насыщенными: что бы вы ни делали, пусть это делает Божество — просто позвольте ему делать. Ешьте, спите, работайте, но пусть это делает божество. Только тогда вы будете насыщенными, станете едиными с божественным. И когда вы почувствуете даже на единое мгновение, что наступил пик, что вас нет, что божественное полностью насытило вас, вы станете просветленными. В это единое мгновение, в это мгновение вне времени вы осознаете всю загадку жизни. Тогда нет страха, тогда нет смерти. Теперь вы стали самой жизнью. Она продолжается и продолжается; она никогда не кончается, она никогда не начинается. Тогда жизнь — это ликование. А ваша судьба — это свобода.
  • 0

  • 1

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.