Пост и разгрузочные дни.

Различные духовные традиции, учения предполагают дни, когда рекомендуется воздерживаться от пищи. Это не случайно, системе пищеварения, которая работает двадцать четыре часа в сутки, нужно давать отдыхать. Кроме того, что отдыхает пищеварительная система, сжигаются токсины, во время поста высвобождается энергия, которая расходовалась на переваривание пищи, что особенно важно для учеников духовного пути. Различные учения предполагают разные посты.

Например, в Индии, где большинство жителей воздерживаются от употребления в пищу мяса, соблюдают экадаши (одиннадцатые лунные дни после новолуния и полнолуния), чаще всего в это время не употребляют зерновые и бобовые, многие едят фрукты и молочные продукты, кто-то пьёт только воду. И кроме этого, существуют два девятидневных поста в год — наваратри.

Христианские посты достаточно длительные, и в течение года их много, мясоедам требуется больше времени для очищения.
Каждый может сам выбрать, какой пост он готов соблюдать. Для продвижения по духовному пути эти дни очень важны.

Для здоровья
«Делать разгрузочные дни дважды в месяц очень полезно для здоровья. Это не означает строгого голодания, а предполагает приём легкоусвояемой жидкой пищи и полное воздержание от тяжёлой пищи» (Э. Кришнамачарья. «Целительство новой эпохи»).


«Пост один раз в неделю поможет уменьшить токсины в теле» (Васант Лад. «Аюрведа»).


«При временном нарушении пищеварения вы можете на день или два перейти на жидкую диету или день или даже полдня соблюдать пост (он отличается от голодания)» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).


«Если проводить пост на соке, то важно помнить, что виноградный сок хорош для ват конституции, гранатовый — для питта конституции и яблочный — для капха конституции. В каждый день поста выпивайте одну или полторы кварты сока, разбавленного водой (1 кварта = 1,14 литра)» (Васант Лад. «Аюрведа»)
.

«Всякий человек, обладающий хорошим цветом лица, счастливым расположением духа, сохраняющий силы до преклонного возраста, обязательно скажет вам, что умерен в пище, питается научно и регулярно» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).


«Нужно помнить, что голод много полезнее, нежели вредная пища» (Агни йога).


Духовному искателю
«Как же не превозмогший холод предстанет в высшем трепете? Как же можно мыслить о дальних мирах, убоявшись даже земных высот? Как же можно представить себя бесплотным духом, если не побеждено случайное чувство голода? Отягощённый желудок есть явление конца восхождения. Нужна мера погружения в землю» (Агни йога).


«Воздержанием от пищи умиротворяется страстная греховность; воздержание отвращает органы от предметов» (Махабхарата. Мокшадхарма).


«Утомление и явление голода дают пример мощи огненной энергии. Сравните человека умирающего с голода, ибо он знает свою неминуемую гибель, с человеком, употребляющий голод как лекарство. Посмотрите, как долго будет сохранять свою силу второй и как увядает первый. Лишь приведённая в действие огненная энергия будет поддерживать второго, которые желает излечиться. Также замечайте опыт над утомлением, как не замечает утомления, кто привёл Агни в действие, и падает, кто заметил свое утомление. Пища земная может быть сведена на малые порции, и тело не потребует большего, когда пылает Агни. Не следует думать, что такие огненные подъёмы свойственны лишь каким-то особым риши. Каждый, осознавший мощь Агни, может совершенно естественно прибегать к этой неисчерпаемой энергии. Главное, начать с малого, следя за своими внутренними импульсами» (Агни йога).


«Собранный йогин, привыкший зёрнами, елеем питаться, Бхарата, и тщательно воздерживающийся от тучной пищи, набирает силу. Длительно вкушающий грубо растёртые зёрна, врагов покоритель, только это вкушающий, очистивший себя йогин набирает силу. В течение полумесяца, месяца, частей года, годов и дней только пьющий смешанную с молоком воду йогин набирает силу. Неукоснительно, постоянно и полностью, людей владыка, воздерживающийся от мяса, очистивший себя йогин набирает силу» (Махабхарата. Мокшадхарма).


«Сам наставник наслаждений Эпикур установил дни, когда едва утолял голод, желая посмотреть, будет ли от этого изъян в великом и полном блаженстве, велик ли он будет и стоит ли возмещать его ценой больших трудов… «И ты думаешь, что такой пищей можно насытиться?» — Да, и ещё получать наслаждение. Не то лёгкое, мимолётное, которое нужно каждый раз испытывать заново, а неизменное и постоянное. Пусть не так уж вкусны вода и мучная похлёбка и ломоть ячменного хлеба, — но великое наслаждение в том, что ты способен даже ими наслаждаться и ограничить себя пищей, котора не отнимает враждебность фортуны.

В тюрьме еда обильнее, осуждённых на сметную казнь их будущий убийца кормит менее скудно. Каким же величием души наделён добровольно нисходящий до того, чего не приходится бояться даже приговорённым к смерти! Это значит заранее отвращать удары судьбы» (Луць Анней Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»,


Однако не следует увлекаться. Учителя не советуют длительные посты, только в редких особых случаях. «Полумесячное голодание тапасом иные люди считают, но это самоистязани а не тапас — так думают благие. Отречение смирение — так определяется высший тапас; брахмачарин всегда соблюдает пост и послушанье» (Махабхарата. Мокшадхарма).


«Практичность воздержания от пищи слов можно видеть на протяжении нескольки месяцев. Конечно, Мы по-прежнему против изуверства и истязаний, тело знает меру топли ва» (Агни йога).


Во время поста важно следить за своей физической силой, не нужно доводить себя до истощения и бессилия. «Продолжительный пост вредит здоровью»
Также важно учитывать свою конституцию «Человек вата конституции не должен поститься дольше трёх дней. Эти же предписания о продолжительности поста касаются людей и питта конституции. Люди с капха конституцией, однако, могут предпринимать продолжительный пост (Васант Лад. «Аюрведа»)
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.