• ,

Открытие глубинного добра

Благодаря тому, что вы будете просто находиться на месте, ваша жизнь, может стать пригодной для работы и даже чудесной. Вы понимаете, что способны сидеть, подобно царю или царице на троне. Царственность этой ситуации показывает вам достоинство, проистекающее из спокойствия и простоты.


Значительная часть хаоса в мире возникает потому, что люди не ценят самих себя. Если они не сумеют когда-либо выработать симпатию или мягкость по отношению к самим себе, они не смогут ощутить внутренней гармонии, внутреннего мира, а поэтому все то, что они проецируют на других людей, также окажется дисгармоничным и ошибочным. Вместо того чтобы понять свою жизнь, мы часто принимаем собственное существование за нечто само собой разумеющееся или считаем его неприятным и тягостным.

Когда вы не наказываете и не осуждаете себя, когда вы более свободны от напряжения и чувствуете свои тело и ум, вы начинаете соприкасаться с фундаментальным понятием глубинного добра, заключенного внутри вас. Поэтому чрезвычайно важно иметь желание открыться перед самим собой. Выработка чуткости по отношению к самим себе позволит вам с точностью увидеть, уловить как свои проблемы, так и свой потенциал. Вы не чувствуете необходимости игнорировать свои недостатки или преувеличивать потенциал. Такого рода мягкость по отношению к самим себе, правильное понимание самих себя весьма необходимы. Они создадут основу для помощи себе и другим.

Будучи людьми, мы должны иметь внутри себя некую действующую основу, которая помогла бы нам возвысить состояние ума, поднять уровень собственного существования и полностью ободриться. Эта действующая основа всегда для нас доступна. Мы обладаем умом и телом, весьма драгоценными для нас, ибо поскольку мы ими обладаем, то мы оказываемся способны постичь этот мир. Существование чудесно и драгоценно. Мы не знаем, как долго будем жить, поэтому, пока мы располагаем своей жизнью, почему бы не воспользоваться ею? И даже еще до того, как мы ею воспользуемся, почему бы не отнестись к ней с пониманием?

Как же нам обнаружить подобное понимание?
В традиции Шамбхалы есть особая методика как для развития мягкости к самим себе, так и для выработки правильного понимания нашего мира, это — практика сидячей медитации. Практика медитации была преподана Владыкой Буддой свыше двух с половиной тысяч лет назад, и с того времени она стала частью традиции Шамбхалы. Она основана на устной передаче, так что со времени Будды эта практика передавалась от одного человека к другому и таким образом оставалась живой традицией. Поэтому, хотя эта практика и является древней, она все еще остается самой современной.

Под медитацией мы здесь понимаем нечто основательное и простое, не связанное с какой-то одной культурой. Мы говорим об очень глубоком акте: мы сидим на полу, приняв удобную позу, и вырабатываем ощущение своей точки, своего места на этой Земле. Это средство заново открыть самих себя и свое глубинное добро, средство настроиться на подлинную реальность без каких бы то ни было ожиданий или предвзятых мнений.

Слово «медитация» иногда употребляется для того, чтобы обозначить созерцание какой-то особой темы или какого-то предмета: медитация «о такой-то и такой-то вещи». Медитируя о каком-то вопросе или о какой-то проблеме, мы можем найти ее решение. Иногда медитация также связывается с достижением более высокого состояния ума благодаря погружению в транс или особого рода сосредоточенности. Но здесь мы говорим о совершенно ином понятии медитации — о необусловленной медитации, т. е. о медитации без какого-либо объекта или идеи в уме. В традиции Шамбхалы медитация представляет собой просто тренировку, чтобы с ее помощью можно было синхронизировать ум и тело. Благодаря практике медитации мы можем научиться существовать без обмана, быть вполне подлинными и живыми.

Наша жизнь — это странствие, не имеющее конца, она подобна широкой дороге, которая бесконечно устремляется вдаль. Практика медитации как бы обеспечивает нас средством передвижения, чтобы мы могли путешествовать по такой дороге. Странствие состоит из постоянных подъемов и падений, надежд и страхов, но это хорошее путешествие. Практика медитации позволяет нам ощутить всю текстуру дороги, как раз в этом и заключается весь смысл путешествия. При помощи практики медитации мы начинаем обнаруживать, что внутри нас вообще нет никаких фундаментальных причин для недовольства, для жалоб на кого-то или на что-то.

Практика медитации начинается с сидения. Мы принимаем сидячую позу со скрещенными ногами на полу.
В повседневной жизни вам также надо быть внимательными к позе, к положению головы и плеч, к тому, как вы ходите, как смотрите на людей. Даже когда вы не практикуете медитацию, вы можете поддерживать достойное состояние своего существования. Вы способны преодолеть свои затруднения и гордиться уже тем, что вы — человек. Такая гордость приемлема и хороша.

Далее, во время практики медитации, усевшись в хорошей позе, вы обращаете внимание на дыхание. Когда вы дышите, это — наивысшая степень присутствия, настоящее присутствие. Вы «выходите» наружу вместе с выдохом, ваше дыхание рассеивается, тогда естественно совершается новый вдох. А потом вы снова «выходите» наружу. Так, вместе с выдохом, происходит постоянный выход наружу. Выдыхая, вы «выходите» и «растворяетесь», «рассеиваетесь», «растворяетесь». Потом естественно совершается вдох, вам не надо следовать за ним. Вы просто возвращаетесь к своей позе, вы готовы к новому выдоху.

И вот потом неизбежно возникает толчок — мысль! Вы не произносите этого вслух, а говорите про себя: «Мысли». Наклеивая ярлык на свои мысли, вы используете огромный рычаг для того, чтобы вернуться к дыханию. Когда одна какая-то мысль полностью уводит вас в сторону от того, что вы делаете в настоящее время, когда вы даже не понимаете, что находитесь на подушке, а ваш ум пребывает где-то в Москве или Париже, вы говорите: «Мысли», — и эти слова возвращают вас к дыханию.

В действительности неважно, какие у вас мысли. Каких бы мыслей у вас ни было во время сидячей медитации, чудовищных или благожелательных, все они рассматриваются исключительно как мысли: они не добродетельны и не греховны. У вас может появиться мысль о том, чтобы убить своего отца, или вам может захотеться лимонада и пирожных. Пожалуйста, не будьте потрясены своими мыслями, ибо любое мышление — это всего лишь мышление. Ни одна мысль не заслуживает золотой медали или порицания. Просто отмечайте свои мысли ярлыком: «Мысли», а затем возвращайтесь к дыханию. «Мысли!» — назад к дыханию, «Мысли!» — назад к дыханию!

Ваш ум работает с дыханием, но вы всегда сохраняете тело в качестве ориентира, вы не работаете с одним только умом. Вы работаете с умом и телом, и когда оба они работают вместе, вы никогда не оторветесь от реальности.

Благодаря переживанию синхронизации ума и тела приходит идеальное состояние спокойствия. Если тело и ум не синхронизированы, тогда тело как бы отпадает, ум оказывается где-то в другом месте. Это похоже на плохо сделанный барабан, в котором кожа не соответствует рамке, так что рамки или кожа лопаются, и нет постоянного натяжения. Когда же ум и тело синхронизированы, тогда, благодаря вашей правильной позе, дыхание протекает естественно, а поскольку дыхание и поза работают совместно, ум имеет ориентир для возврата и проверки. Поэтому он затем сможет естественно выходить наружу вместе с дыханием.

Этот метод синхронизирования ума и тела приучает вас быть очень простыми, чувствовать, что вы не являетесь чем-то особенным, что вы — обычны, в высшей степени обычный человек. Вы сидите просто, и из этого простого сидения возникает чувство индивидуального достоинства. Вы сидите на земле и понимаете, что земля заслуживает вас, а вы заслуживаете землю. Вы находитесь здесь — вполне лично, доподлинно. Таким образом, в традиции Шамбхалы практика медитации предназначена для того, чтобы воспитывать людей честными и подлинными, правдивыми по отношению к самим себе.

В некотором отношении нам приходится смотреть на себя как на несущих тяжесть, и мы несем тяжесть помощи миру, мы не можем забыть свою ответственность перед другими людьми. Но если мы примем эту тяжесть как удовольствие, мы действительно сможем освободить мир. Надо начинать с самих себя: будучи открытыми и честными с самими собой, мы можем также научиться открытости и с другими. Таким образом, мы сможем работать и с остальным миром на основе той доброты, которую открываем в себе. Поэтому практику медитации считают хорошим, по-настоящему превосходным способом преодоления войны в мире. Мы преодолеваем нашу собственную войну, равно как и более значительную войну.
  • +1

  • 1

3 комментария

Do4kka
Прекрасно.
Спасибо.
Soup
  • Soup
  • 0
Ни одна мысль не заслуживает золотой медали или порицания

Здорово сказано.
Sofi
А можно ли использовать музыку при медитации?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.