Об умеренности в еде.

«Излишества в древности назывались оковами ада в таком определении сказывалась великая истина». Также важно установить постоянное время приёма пищи. «Самое вредное — употребление пищи без определенных сроков и без нужды». «Не объедайтесь, иначе говоря будьте осторожны в пище» (Агни йога).


«Йога не для того, кто в еде не умерен или ничего не вкушает, кто привык слишком много спать или бодрствовать, Арджуна, а для умеренного в еде, в воздержанье, умеренного в делах, в движеньях, для умеренного во сне и в бодрствованье предназначена скорбь уносящая йога» (Бхагавад-гита).


«Вы называете меня разумным, а я сам вижу, сколько бесполезных вещей желаю, как много вредного хочу я не понимаю даже того что животным указывает насыщенье, — меры еде и в питье, и не ведаю, сколько могу вместить» (Луций Анней Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»).


Одной из причин болезней Учитель Э. Кришнамачарья называет предпочтение удовлетворения вкуса и чувств перед потребностями тела в том, что касается еды, сна и секса; т. е. если человек ест, когда не голоден, пьёт, когда в этом нет необходимости, а также морит тело голодом из религиозных соображений или по личной причуде. «Быстро близится то время, когда человек уже не сможет получать много пользы о обильной пищи. Трудности с пищеварением лежат во Льве. Материя становится барьером для ума, не давая ему достичь души и духа. Когда человек получает удовольствие от обильной пищи, ниже диафрагмы возникает притяжение вниз, особенно в эпоху Водолея. Простая пища, много воды и частые ванны — вот что сейчас ведёт к по-настоящему счастливой жизни» (5. Кришнамачарья. «Духовная астрология»).


«Угождайте же телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным. Держите тело в строгости, чтобы оно не перестало повиноваться душе: пусть пища лишь утоляет голод, питьё — жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище — от всего ему грозящего. А возведено ли жилище из дерна или из пестрого заморского камня, разницы нет: знайте, под соломенной кровлей человеку не хуже, чем под золотой. Презирайте всё, что ненужный труд создаёт ради украшения или напоказ. Помните: ничто, кроме души, недостойно восхищения, а для великой души всё меньше нее» (Луций Анней Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»).


«Нельзя допускать, чтобы после обеда или ужина живот или подреберье раздувались. Еда не должна мешать сну, затруднять способность ходить, говорить, смеяться или кашлять. В то же время, голод и жажду следует должным образом удовлетворять» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).


«Неужели природа, дав нам такое небольшое тело, наделила нас ненасытной утробой так, что мы побеждаем алчностью самых огромных и прожорливых зверей? Ничуть нет! Много ли воздается природе? Она довольствуется малым. Нам дорого обходится не голод, а тщеславие.
Тех, кто подчиняется желудку, мы должны причислить не к людям, а к животным, а некоторых даже не к животным, но к мертвецам. Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом — словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти» (Луций Анней Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»).


«Людям немного нужно — два фрукта, немного мучного и молоко. Так можно очищать не только внутренность, но избавиться от многих соседей» (Агни йога).


«Практикуйте искусство еды согласно потребностям, а не вкусу» (Э. Кришнамачарья. «Целительство новой эпохи»).


«Чрезмерной пищи и роскошных обедов следует избегать. В течение XX века физические проводники человечества проходят поразительные изменения, которые нужно понимать, и соответственно менять и свою пищу» (Э. Кришнамачарья. «Духовная психология).


«Спокойно избегайте приглашений на неизбежные обеды и другие формальные трапезы, когда ваш желудок того не требует» (Э. Кршинамачарья. «Целительство новой эпохи»).


«Мыслитель иногда собирал учеников на беседу, которую называл Пиром Радости. Тогд подавались лишь ключевая вода и хлеб. Мыслитель говорил: «Не запятнаем радость вином и роскошью пищи, радость превыше всего» (Агни йога).


«И пища, и питие, и одежда, и всё прочее что служит на потребу к поддержанию сил телесных, — всё тягостно пламенеющему духу. Даруй мне умеренно пользоваться этими земными благами, чтоб не опутало меня излишество желаний. Невозможно отвергнуть всё, потому что природу надобно поддерживать; но святой закон запрещает требовать излишнего того, что служит более к наслаждению, ибо иначе плоть утвердилась бы против духа. Среди всего того, молю, да направит меня и да наставит рука Твоя, чтобы не дойти ни в чём до излишества» (Фома Кемпийский. «О подражании Христу»).


Не нужно есть до состояния полного насыщения. В желудке должно быть место и пище, и воде, и воздуху. «Пища — чистая, сладкая и не острая — должна наполнять желудок наполовину. Это — умеренное питание. Половина желудка должна быть наполнена пищей, четверть — водой, а ещё одна четверть должна оставаться для свободного движения газов» (Гхеранда Самхита. Наставления мудреца Гхеранды).


«Идеальным было бы наполнение желудка во время еды на одну треть твёрдой пищей, на одну треть жидкостью, а треть оставить свободной» (Васант Лад, Уша Лад «Аюрведическая кулинария»).


«Количество принимаемой пищи за один раз тоже имеет большое значение. Одна треть желудка должна наполняться пищей, одна треть водой и одна треть воздухом. Количество съеденной за один раз пищи должно равняться двум пригоршням (то, что умещается в двух руках). Если пищи съедается больше, желудок будет растягиваться и потребует дополнительной пищи. Перегруженный желудок растягивается, как воздушный шар. В результате переедания также создаются добавочные токсины в кишечном тракте. Пища становится ядом, который организм с трудом удаляет! (Васант Лад. «Аюрведа»).


«Пища должна быть скорее качественной чем обильной» (Э. Кришнамачарья. «Духовная психология).


«Количество принимаемой пищи нужно разумно соизмерять с её качеством. Когда пища более питательная и тяжёлая, её количество следует уменьшить. Если же она легка и состоит, например, из зерновых хлопьев (что предпочтительно, когда организм поражен расстройством капхи), тогда количество можно увеличить до обычного. Легкие виды пищи, стимулирующие аппетит, несут в себе качества ваю и агни (пульсации и огня). Они не бывают вредны ни для кого ни при каких обстоятельствах. (В эту категорию входят рисовые и пшеничные хлопья, сушёные финики, виноград, изюм, размоченные в воде зёрна злаков, листья и цветы зелёных деревьев и различные фруктовые соки). Употреблять такие продукты в приличных количествах до полной сытости неопасно. Тем не менее лучше прекратить есть ещё до того, как почувствуешь сытость» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).
  • +1

  • 1

1 комментарий

Soup
  • Soup
  • 0
Спасибо за все статьи по продуктам :) очень полезная информация… теперь буду придерживаться некоторых из рекомендаций… особенно тех, что касаются умеренности в еде
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.