О янтрах

Янтра представляет собой геометрическую композицию. Но чтобы понять ее истинную природу, необходимо дополнить понятия геометрии понятиями динамики. Так, янтра представляет собой конструкцию, чья мощь возрастает в прямой зависимости от абстрактности фигур и точности начертания диаграммы.
«Янтру оживляет мантра», гласит Куларнава Тантра. Когда садхака (ученик) достигает высокой степени духовного развития, его посвящают в процедуру использования отдельных янтр. Отбор янтр с соответствующими мантрами — крайне сложный процесс, и только гуру (учитель) может найти ученику его эффективный символ (янтру). Этот символ способствует обретению полноты жизненной силы. Посвящение этого символа божеству — необходимое условие его оживления. Действие символа может рассматриваться как физическое, психологическое и духовное откровение в понимании таинства.

Искусство, получившее развитие из тантрической практики, включает большой спектр образов, где янтра, «геометрическая диаграмма из абстрактных символов», является одним из наиболее характерных и важных. В дополнение к влиянию ее геометрического совершенства, янтра воздействует и на уровне архетипов, универсалий. Сходные формы повторяются почти во всех религиях как символы космических таинств, через которые человек раскрывает свое первичное сознание.

В Брихадараньяке Упанишаде (2.1.19) есть образ паука, сидящего в центре своей паутины, выпускающего и опять поглощающего свои нити, расходящиеся концентрическими кругами от центральной точки. Этот образ встречается в нескольких Упанишадах, поскольку он указывает на основу индийского мировосприятия: единства в различном. Паутина симметрично распространяется по периферии, но так, что все расходящиеся линии сходятся назад, в центральную точку ее рисунка.

Эта простая метафора заключает сущность индийской мысли: все существующее управляется единым принципом, и точка эманации высшего сознания есть в то же время резервуар коллективной энергии, из которой все выходит и в которую все возвращается. Данный центр есть «точка, заключающая все возможности», точка, которая служит мостом мировому единству, лежащему в основе физической дискретности мира. Метафора также отсылает к индийским представлениям о структуре космоса, который начинается как точка, растущая и расширяющаяся концентрическими кругами и, наконец, снова стягивающаяся, растворяющаяся в едином принципе. Расширяющейся субстанцией может быть тождество, либо неопределенность, волны расширения и сжатия взаимосвязаны и объединены в общий процесс, начинающийся в центре.

Янтра — мощный и динамичный священный символ, который отображает три философских концепции, что и метафора с пауком. Геометрические фигуры равномерно пульсируют в направлении от центра и к центру, пока не наступает совершенное сжатие или растяжение. Янтру образуют концентрические фигуры, имеющие общий центр. Фигуры, которые продолжают расширяться и сжиматься точно также, как паутина, являются не только мостом между различными уровнями бытия, но и символом развертывания и собирания энергий. Фигуры заключены в квадрат с четырьмя священными дверьми, открытыми по четырем главным направлениям.
Правила их ритуального использования и эзотерическая ценность заботливо сохраняются в тайне от непосвященных. Их внутреннее значение и мистические соответствия узнаются от наставника в условиях строгой дисцип-лины йогического режима.

Санскритское слово «янтра» происходит от корня «ян», что значит «сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую определенному элементу, объекту или понятию». В первом значении «янтра» может относиться к любому виду механических приспособлений, которые используются в разных видах деятельности. Поэтому янтра в таком значении есть любой прибор или инструмент, подобный тем, что применяются в архитектуре, астрономии, алхимии, химии, военном искусстве или развлечениях. Санскритский текст XI века, Самарангана сутрадхара, посвященный архитектуре, дает яркое описание таких механических янтр, как деревянные летающие птицы, деревянные самолеты, в которых в качестве горючего использовалась горячая ртуть, мужские и женские фигуры — роботы и т.д. Крупные обсерватории, построенные в Дели и Джайпуре при покровительстве Джай Сингха (1636-1734), называются Янтар — Мантар, поскольку назначение этих массивных сооружений — служить инструментами (янтрами) для изучения небесных явлений.
Значение термина «янтра» расширилось и стало обозначать религиозные процедуры, и такое образование приобрело особое богословское значение.
Диаграммы являются помощниками и основными инструментами в медитативных дисциплинах. Янтры, используемые с этой целью, представляют в основном абстрактные геометрические композиции, которые служат средством для медитации и раскрытия сознания. Концентрические линии янтры определяют ее объем и создают ритмическое единство, стягиваясь в точке интеграции. Подобно пауку на паутине, бинду (точка) в центре янтры является центром всех творений, творящим источником всех форм.

Центральной проблемой индийской духовной тради-ции является достижение переживания Единого. Человек — это духовный странник, чья главная цель, по индийским традициям, — проникновение в единство Единого. Путешественник, идет ли он прямо к вершине, останавливается ли он на минуту передохнуть, спотыкается ли на пути, или поворачивает назад, интуитивно осознает, что все движения неизбежно ведут его обратно к исходной точке, точке начала и конца всего сущего.

Тантризм ознаменовал одну из наиболее характерных революционных фаз индийской религиозной истории, синтезировав многие элементы разных традиций. Один из признаков который отличает тантрические предания от не тантрических традиций, есть интенсивное использование в первых священных формул и символики. Тантризм в своей основе — система, ориентированная на ритуал. Тантрическая садхана (ритуальная практика) требует использования йогических техник визуализаций, а композиции янтры как раз и предназначены для использования в медитативных процедурах. Эти диаграммы идеально подходят для серии внутренних визуализаций, выступающих как вехи, которые отмечают определенное состояние сознания. Янтры стали неотъемлемым компонентом тантрической садханы. Все течения и секты тантризма используют абстрактные символы и янтры как часть ритуальных инициационных церемоний и ежедневного служения, ведущего адепта к духовной цели.

Литература по тантрам значительна, и есть тексты, посвященные в основном янтрам. Вдобавок существуют комментарии на народных, отличных от санскрита языках, на хинди, бенгали, малоялам, тамильском и ассамском, где также обсуждаются янтры.
Янтры сохранились в употреблении, хотя последние остатки живой традиции можно найти только в отдельных частях Индии. Они передаются через семейные связи, от учителя к ученикам и в тайных тантрических группах, подобных Натхам в Бенгале, Тамильским Сидхам в Южной Индии и Каулам в Кашмире.

Пробуждение внутреннего центра индивида предполагает собирание его «я» в единую творящую точку, в интеграцию и регулирование ее в целостности. К центру чьего-либо «я» ведет путь через внутреннее пробуждение. Поиск этого центра — основной пункт, вокруг которого сосредоточена символика янтр.
Символы индийского искусства передают духовное шествие человека к преобразованию. Визуальные образы, при помощи которых мы проникаем сквозь наш вещественный порядок, служат мировыми точками пересечения, с помощью которых наш контакт с природой вообще может расширяться, чтобы захватывать более высокие и более общие уровни опыта. Велики эти символы, подобно индийским храмам, или невелики как монеты, — все они отражают множество разных этапов духовного странствия личности. Они обозначают места остановки и отдыха, обеспечивающие поддержку там, где странник обретает сознание целостности вселенной и открывает внутреннее единство индивида с первичным, неизменным центром, показывая, что вся вселенная сосредоточена в нем. Эти символы дают человеку стимул искать и находить этот центр, который является связующим звеном между человеком и космосом.

Использование абстрактных символов имеет истоки в ранней индийской истории. Среди предметов, обнаруженных при раскопках Хараппской Культуры (около 300 лет до н.э.) были найдены печати с рисунками, напоминающими янтры. На некоторых изображена свастика, на других — кресты, линии, образующие решетку или концентрические квадраты. Рисунки на печатях, как и янтры, заключены в квадраты. В последующие периоды Ведические алтари (примерно 2000 лет до н.э.), полные космической символикой, содержали в плане янтры.
  • +3

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.