• ,

О мыслях и их судьбе - о том, как работают наши мысли

Не так давно мне довелось смотреть спектакль Санкт-Петербургского Театра Дождей «Опасный поворот». Хотелось просто сходить посмотреть спектакль в маленьком, хоть и тесном, но уютном зале, где первый и второй ряд по ощущениям находится на самой сцене, игра актеров проходит на расстоянии вытянутой руки. Просто чтобы отвлечься.С первых же минут все выглядело довольно необычно. На сцену входит женщина, по сценарию – писательница, и начинает зачитывать начало романа. В комнату входят по очереди сначала три героини, о которых текст зачитывает сама писательница, затем они начинают общаться. Писательница вставляет между диалогами свои комментарии, находясь как бы в стороне, как будто бы не на сцене. Эту ситуацию эффектно подчерчивает сценический свет, давая акцент героям во время их диалогов и приглушая свет во время текста писательницы. Очень веселит, когда входят трое героев-мужчин, а писательница останавливает их, давая команду им задержаться на кухне. Она управляет сюжетом, как дирижер оркестром.

Но в какой-то момент писательница прекращает текст «за кадром» и включается в действие на правах еще одной героини. Итак, она находится в гостях у одной замечательной дружной компании из шести человек – трех мужчин и трех женщин. Идет легкий светский разговор, герои немного выпивают.
В какой-то момент свет на сцене приглушается, но концентрируется на писательнице, а герои при этом замирают, Писательница размышляет вслух о своих героях. Она как будто смотрит на происходящее со стороны. Ходит по комнате, рассматривает героев, подправляет их характеры, высказывает замечания. Затем опять садится в свое кресло, свет на сцене зажигается вновь и действие продолжается.

И тут писательница (по сюжету — редко бывающая в этом обществе) подбрасывает в разговор тему, которая отказывается очень болезненной для всех. Тема касается умершего год назад еще одного члена этой компании. И разговор принимает особый оборот. Сначала тонюсенькой ниточкой вытягиваются воспоминания о тех событиях, затем на свет выносится все больше и больше информации, о которой ранее никто не знал. В какой-то момент писательница уезжает, впрочем, герои ее практически выталкивают, считая сплетницей алчной до чужих подробностей. Писательница уезжает. В течение оставшихся трех четвертей спектакля подробности той смерти растут как снежный ком. Оказывается, что из двух пар в компании – обе несчастны в браке, обе женщины имели любовника в этой же компании, один из мужей – гей, еще один мужчина – лгал, устраивал подлог и украл деньги. А одна женщина много лет влюблена в мужчину, который женат и еще много-много подробностей, о которых все предпочли бы умолчать. Не остаётся никого, кто получил бы что-то полезное от расследования. В конце концов, инициатор расследования застрелился.
Столь длинный рассказ сюжета я привел здесь для того, чтобы дать понять, как именно сработали ассоциации, которые привели меня к моему выводу.

Итак. Когда после отъезда по сюжету писательницы расследование продолжилось, меня осенило в первый раз!

Ведь все, что происходит на сцене – очень похоже на работу с образами в медитации. Если энергии достаточно, если тело размято и прокачано (опытная писательница, написавшая не одну книгу), формирование визуального образа получается, он начинает наполняться энергией. Сначала он неустойчив, ему приходится давать команды. Он уплывает, мы его возвращаем на место. Добавляем деталей. И в какой-то момент (к сожалению не всегда) образ вдруг оживает, наполняется энергией и начинает жить собственной жизнью. И тогда, мы «уходим» в сторону. Мы лишь наблюдаем то, что происходит. Трудно сказать, что именно движет образом, возможно, тонкая игра нашего же ума, не доступная осознанию, а возможно, – то, что делает оживший образ – это действительное движение энергии, которое воспринимается нами через призму нашего восприятия. В данном случае способ восприятия — это построение мысленного образа, этакое создание экрана, или лупы, через которую мы смотрим на энергию. Продолжая наблюдать за образом, мы можем увидеть многое и понять, что происходит на самом деле. Мы должны лишь оставаться беспристрастными наблюдателями, но с четким, цепким вниманием. При этом нужно стараться не вовлекаться в происходящее, не улетать за событиями, потому что это скорее всего закончится засыпанием и просмотром сна, а во сне сохранить осознанность пока не получается.
Вернемся к спектаклю. В середине второго акта, когда стало понятно, что в этой милой приличной маленькой компании героев у всех рыльце в пушку, когда дело дошло до рукоприкладства и чудом не дошло до членовредительства, меня вдруг осенило во второй раз!

Ведь то, что показано на сцене – это не только иллюстрация событий при визуализации. Ведь мысль – это не только создаваемые нами визуальные образы. Как мы знаем, большинство мыслей, приходящих нам в головы – уже существуют, мы практически не способны создать новые мысли. Мы их улавливаем из поля вокруг земли и «думаем». А ведь если мы впускаем в себя ворох витающих вокруг мыслей, вливаемся в них, отождествляемся с ними, плывем в этом потоке по течению, то мы их еще более уплотняем, собираем в этакие сгустки, обладающие уже новыми качествами. Мы просто подпитываем их и возможно даже заставляем «мутировать». Но после нашего участия мысли никуда не исчезают, они летают усиленными сгустками и влияют на других людей. И ведь все это продолжается по 16-18 часов в сутки (не считая времени сна, медитаций и занятий) каждый день в течение всей жизни! Ведь эта работа по перемешиванию и уплотнению мысленного мусора отнимает огромное количество энергии и к тому же совершенно деструктивна! Мусор в какой-то момент отрывается от нас и начинает жить своей жизнью, «пачкая» других людей, засоряя их сознание. И вполне возможно, что кто-то еще и питается этой энергией, затрачиваемой нами на формирование мысленного мусора.

А если вспомнить о том, что каждый человек, вставший на путь совершенствования своего тела и сознания, влияет на других людей, передавая им частички своего образа мыслей, отношения к жизни, то «перемешивание» этого мысленного мусора — просто преступно!
В результате во мне родился призыв ко всему человечеству, стоящему на пути к осознанности – давайте же соблюдать экологию мыслей! Давайте растить внутреннего наблюдателя, и управлять сюжетом своих мыслей, оставаясь беспристрастными!
Конец спектакля. Герои возвращаются в начальную сцену, быстро речитативом прочитывают свои реплики до одного ключевого момента, когда один герой пытается включить радиоприемник. Это ему наконец удается, играет красивая танцевальная музыка, все танцуют, приходят в благостное расположение духа, а писательница уезжает сразу. В результате весь «мусор остается в избе» и никто ничего не узнает. Все довольны, включая зрителей. Несмотря на то, что спектакль заканчивается совсем не по-йоговски, не могу переоценить важности того, что я увидел. Понаблюдайте за собой и вокруг, думаю, вы легко увидите подтверждение всем моим выводам.

И, кстати, очень рекомендую спектакли Санкт-Петербургского театра Дождей, особенно на их собственной сцене :-).
  • +2

  • 0

6 комментариев

Naali
Мне кажется, что чем больше попытка ими управлять, тем хуже «экология» мыслей, тем их больше. Их нужно отпускать, позволять им быть. Не вовлекаясь в их водоворот, оставаться осознанным. Тогда их со временем становится все меньше, в голове все тише, паузы между мыслями все больше. Дзен-буддисты называют это «состоянием не-ума». Невозможно остановить ум силами ума, нужно выйти за его пределы. А управление умом — этот давление и тоже находится в нем и вызывает в последствии очередной взрыв мыслительной активности. Нет ничего плохого в мыслях, ум — это прекрасно, только не стоит им быть ))
Soler
Ну да, все верно, мы называем это «освобождение от мыслей». Согласен с вами. Просто далеко не все ясно с «состоянием не-ума», особенно в ежедневно социумной жизни. Что это? Как в него войти? Мы не в ашраме, не в горах, а в конторе, на улице, в семье… Единственный подход, который мне показался практичным, — это развитие внутреннего наблюдателя, выработка привычки наблюдать за собой со стороны, и особенно — за мыслями. Только это позволяет замечать, что произошло отождествление с мыслями, и затем — просто наблюдать за ними, не вовлекаясь.
Naali
Так это оно и есть!
Как говорится «Легко быть монахом в монастыре». Если оставаться в этом состоянии не в горах, а в конторе, на улице, в семье, то состояние станет еще устойчивей и ничто не сможет из него выбить! А там и до не-ума рукой подать. Поэтму практики в социуме гораздо эффективней, о чем говорили многие учителя, например, Будда Гаутама ))
Soler
Так и есть. Но все же, согласитесь, кратковременные поездки в места, где вокруг не витают мириады чужих мыслей — очень эффективны. Они позволяют запомнить, что такое эта самая тишина мыслей, сделать скачок, наработать состояния, а потом вернуться социум, стараясь удерживать состояние. К тому же это еще и прекрасный отдых)))))))
Naali
согласен на все 100% )))))
Soler
Почему нельзя удалять свои сообщения?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.