О мантре.

Само санскритское слово «мантра» образовано двумя слогами — ман (man), что означает «отражать» и рати (rati), что значит «защищать». Вместе это означает, что мантра представляет собой священное слово или формулу, которая способна защитить повторяющего ее в уме или устно. Уже сам процесс повторения, в уме или устно, порождает защитную энергию, которая способна защитить от следствий прошлых и совершения новых ошибок, от бед и напастей.

В Индии существует целая наука относительно того, откуда взять, для чего и как использовать нужную мантру, и как потом ее применять. Книги, в которых содержатся сведения относительно мантр, составляют собрание Мантра-шастра (Mantra-sastra), эта шастра включает тексты разных классов — Калпы, Паталы, Тантры и руководства (наподобие Мантрамаходадхи, Mantramahodadhi).

Один из широко известных текстов Сарада-тилака (Sarada-tilaka) содержит сведения о происхождении мантр. Эта версия основана на представлениях о кундалини. Хранилище психической энергии человека по своей природе представляет абсолютный звук (шабда-брахман, sabda-brahman). Все пятьдесят букв санскритского алфавита представляют фундаментальные психоэнергетические характеристики человеческого организма, содержатся внутри и неотделимы от него, хотя и не проявлены (как предметы в полной темноте). Всякий раз, когда возникает позыв к изданию звука, они проявляются, как мерцающие огоньки. Осознавание этого позыва и возникающего мерцания характеризуется как «пятно» (bindu). Возникая из кундалини в чакре мумдхара, оно ищет вход в нервные артерии для того, чтобы реализоваться в качестве физического звука. До того, как вход в артерии найден, звук является потусторонним (para). Его свойства нераспознаваемы, он вне обычной реальности.

Войдя в артерии, звук начинает вибрировать, и по пути до центра свадхистхана его называют «воспринимаемым» (pasyanti). Воспринять звук в этом состоянии могут только продвинутые адепты, для слуха он еще не воспринимаем. Это «видимый звук». Когда звук, продолжая подниматься, достигает горла (а по другим сведениям сердца, центра анахата), то приобретает название «срединный», или промежуточный (madhyama); теперь он является одновременно светом и звуком, и звуковой аспект более заметен. Когда звук исходит через горло или оформляется во рту, то становится «произносимым» (vaikhari). Все виды издаваемых звуков принадлежат к этой последней категории — и обычная речь, и мантры.

Любой произносимый звук имеет в своей основе вибрацию слога Ом (Оm). До тех пор пока жизнь присутствует в теле, до тех пор пока жизненный ток течет в энергетических артериях, этот изначальный звук Ом будет постоянно пульсировать. Любая попытка произнести любой звук мгновенно вызывает вибрацию Ом в центре анахата. Обычное говорение, однако, происходит энергетически за пределами источника вибрации Ом и потому работает только на интеллектуальном уровне. Мантра же покоится в самом звуке Ом и работает на его энергетическом уровне.

Световой аспект зарождающегося звука в центре муладхары является семенем, из которого появляется воспринимаемая форма божества (devata). В своей первооснове мантра является средством, с помощью которого образ божества призывается для визуализации. Ведь божество считается воплощением мантры, а мантра — звуковой вибрацией божества. Каждая буква алфавита (varna) обладает силой активизировать соответствующий божественный аспект; и мантра, составленная из таких букв (или слогов), способна собрать эти разрозненные силы в единый направленный поток. Некоторые буквы (слоги или фонемы) способны вызвать не отдельные аспекты, а божество целиком; такая фонема называется «семя-слогом» (bija-akshara). В действительности мантра является развернутым вариантом семени-слога. Цель этого развертывания в том, чтобы облегчить визуализацию разных аспектов единого божества. Утверждается, что мантра без своего семенного слога будет неспособна оказывать магическое действие, даже если ее повторить сто тысяч раз. Такая мантра отвергается, квалифицируясь как «лишенная жизненной силы и могущества».

Повторение мантры сто восемь раз или несколько тысяч раз совершенствует способность к сосредоточению, посредством активации начального свето-звука. Повторение мантры называется «джапа» (japa, санскритское слово, значение которого — «бормотать» или «думать»).
Принято говорить о трех видах джапа:
(1) «проговариванием» (vacika), когда голос повторяющего мантру слышен со стороны;
(2) «шепотом» (upamsu), когда голос повторяющего мантру слышен только ему самому;
(3) «в уме» (manasa), когда в полном безмолвии визуализируется божество мантры.

Ману говорил, что джапа. «проговариванием» в десять раз эффективнее ритуала; джапа «шепотом» в сто раз эффективнее чем «проговариванием»; а джапа «в уме» — в тысячу раз превосходит ту, которая выполняется «шепотом».

Специальная практика повторения мантры, известная как «пураскарана» (puraskarana), предваряет любой ритуал или практику. Цель этой практики — установить прочную связь между мантрой и божеством. Мантра обладает двумя видами силы: во-первых, своей собственной силой и, во-вторых, способностью вызывать божество. Первая сила изначально присуща мантре, тогда как вторая постепенно накапливается. Процессы, о которых говорилось выше, заставляют эти две силы действовать совместно. Без предварительной подготовки мантра будет похожа на гиганта, который не в силах что-либо сделать.

Все авторитетные источники настаивают на том, что мантра может принести пользу, только когда она была получена от компетентного духовного наставника (guru) посредством специального ритуала «передачи». Компетентность наставника здесь означает то, что он должен обладать совершенством в практике мантры (mantra-siddhi), то есть обладать способностью правильно вызывать и свободно растворять божество этой мантры. Ритуал посвящения в мантру включает призывание божества в церемониальную вазу, наполненную священной водой и пятью видами драгоценных камней. Затем перед вазой совершается жертвоприношение. После этого наставник, прикрывая вазу правой рукой, 800 раз произносит мантру. После этого совершается ритуальное омовение ученика водой из вазы. И, наконец, наставник шепотом произносит мантру прямо в ухо ученику.

Эта триада (наставник, мантра и божество) является обязательной в духовной практике. Наставник символизирует душу божества, мантра — его ум, а форма божества — его жизненный ток. Только когда одновременно соблюдены эти три условия, можно ожидать успеха в практике. Непростительной ошибкой будет рассматривать наставника в качестве обычного человеческого существа, мантру — как механическое сочетание слогов, а божество — лишь как фигуру из металла или камня. Только правильные установки в данном вопросе могут привести к успеху. «Любое достижение основано на традиции и вере».

Мантры, таким образом, представляют собой формулы или заклинания, призванные помогать в достижении желаемого результата (viniyoga). Они являются искусным средством для совмещения базовых психических энергий снаружи и внутри индивида. Внешняя мантра состоит из букв и слов, которые зачастую могут казаться бессмысленным, например, такие повторения как «чили чили» (cili cili), «кулу кулу» (kulu kulu) или «аде адау» {ade adau). Некоторые мантры содержат сочетания слогов, которые, по-видимому, невозможно произнести, например «хрисвпхром» (hrsuphrom) в мантре Ханумана или «кшривблум» (kshrvblum) в мантре Мантаги. Более обычно, однако, присутствие в мантре в дательном падеже имени божества, которому обращена просьба или мольба (namah) или подношение (svaha).

Мантры разделяются на три группы:
«мужские», которые оканчиваются такими слогами как хум (hum), пхат (phut), вашат (vashat);
«женские», заканчивающиеся на слоги ваушат (vaushat) или сваха (svaha);
нейтральные, заканчиваются на слог намах (namah).

«Мужские» мантры используются преимущественно в магических обрядах посвященных гневливым божествам и их супругам, а также в колдовстве. Они считаются очень энергетичными и дающими быстрые результаты, но их значение для духовного роста минимально. «Женские» мантры позволяют извлекать пользу из самых разных ситуаций. «Нейтральные» мантры предназначены в основном для духовного совершенствования.

Мантры классифицируются также исходя из того, сколько слогов входит в их состав. Если мантра состоит только из одного слога, то называется «пинда-мантра»; если два слога, то «картари»; если количество слогов составляет от трех до девяти, то «биджа»; и если слогов больше девяти, но меньше двадцати, — просто «мантра». Если количество слогов в составе мантры превышает двадцать, то она называется «мала-мантра» (нитевидная мантра).

Считается, что для того чтобы достигнуть совершенства в практике мантры, необходимо повторить ее столько раз по сто тысяч, сколько слогов входит в ее состав. Рекомендуется придерживаться во время ежедневных практик удобного для человека, но постоянного количества повторений мантры, и ни в коем случае не увеличивать и не уменьшать это количество.

Для объективного учета произнесенных мантр рекомендуется использовать четки. Существуют подробные инструкции по поводу формы, материала, ритуального освящения и использования четок (japa-mala), собранные в приложениях к Мантра-шастре. Материал, идущий на изготовление четок, зависит от того, для каких целей используется сама мантра. Если цель — общее благополучие и духовное процветание, то в качестве материала используются семена лотоса, плоды рудракши или бусы из туласи. Для успеха в каком-либо предприятии используются четки из семян травы куша, коралла или сандалового дерева. Если стоит высокая цель, требующая обучения, то используются четки из хрусталя или жемчуга; если совершенствование в дхарме, то материал четок — маленькие ракушки или драгоценные камни; если цель — привлечение особы противоположного пола, то материал четок — кости и клыки слона. В магических ритуалах и колдовстве используются четки из костей человеческого черепа, костей скелета или дерева, растущего на кладбище.

Перед тем как четки начнут активно использоваться, они должны быть соответствующим образом освящены. И во время каждого использования четкам должно быть выражено почитание путем произнесения специальной мантры: аим дрим акшамали-каяи намах (aim drim akshamali-kayai namah). Четки должны иметь сто восемь бусин. Во время утренней практики четки следует держать возле живота, во время практики днем четки следует держать возле сердца, во время практики вечером — ближе к лицу. Во время практики четки должны быть в правой руке, придерживать бусины следует сгибом среднего (или указательного) и верхушкой большого пальцев; остальные части руки не должны соприкасаться с четками во время практики. Пальцы, перебирающие бусины четок, не должны быть на виду, их следует помещать в специальную сумку «гомукхи» или прикрывать одеждой. В то время, когда четки не используются, они должны быть убраны от посторонних глаз в том месте, где обычно совершается практика. Четки не следует носить на теле или показывать другим людям.

Часто практикуемая мантра в письменном виде изображается на листе бхурджи или на металлической (золото, серебро или медь) пластинке, иногда на бумаге специальной краской, в состав которой входят сандаловая паста и молоко. В магии и волшебстве для написания мантры используется кровь. Написанная мантра обычно помещается в соответствующую диаграмму (yantra), которая чаще всего стилизует лотос с количеством лепестков соответствующим количеству слогов в составе мантры; а сам лотос находится в треугольнике, круге или квадрате с входами по каждую сторону. Эта диаграмма должна быть освящена соответствующим образом перед началом практики.

Количество мантр огромно. В некоторых текстах приводится число 67 108 863. Но в действительности, большее количество из них невозможно использовать ввиду неполноценности по тем или иным причинам. Поэтому реальное количество мантр, приводимое некоторыми текстами, соответствует приблизительно трем тысячам. Они подразделяются на два больших класса: благие (dakshina) и вредоносные (vama). Мантры первого класса используются наиболее часто в обрядах и ритуалах посвященных мирным божествам, они предотвращают все виды повреждений, насилия и недоброжелательства. Среди целей, которым они служат, — процветание, долгая жизнь, мирской успех и духовный прогресс.
Вредоносные мантры используются в черной магии, колдовстве и ведовстве. Их активность проявляется в шести разных аспектах: усмирение духов, которые могут приносить вред (santi); реализация страстных желаний (vasikarana); сотворение препятствий на пути другого человека к намеченной цели (stambhana); лишение врагов их выгодных позиций (uccatana); разжигание вражды между двумя друзьями (vidveshana) и уничтожение врагов (marane). Многие тексты, посвященные мантрам этого класса, содержат также описания сопутствующих отвратительных ритуалов и другие подробности. Эти трактаты представляют темный аспект Мантра-шастры, который стяжал ей дурную славу.

Доверчивый читатель и чрезмерный энтузиаст должны быть предупреждены еще раз! Мантра может быть использована с пользой лишь в том случае, когда она получена от компетентного духовного наставника и повторена несколько тысяч раз. Мантра, просто взятая из книги, будет не только абсолютно бесполезной на практике, но в некоторых случаях может принести ощутимые беспокойства!
  • +5

  • 0

6 комментариев

Vladimir_108
впервые слышу о мужских и женских мантрах. Биджи типа пхат или хум они не относятся к мужским или женским. Это комбинации слогов или букв, каждая из которых означает божество. Например, «х» в биджа-мантре хум означает Хануман.

Само слово «мантра» переводится как МАНАС — ум, и ТРАЙА — освобождение. Таким образом мантра — то, что освобождает ум. Это очень важное различие.

Получив посвящение в мантру — это начало, хотя для большинства людей это никогда не произойдет, нужно выполнить определенное количество повторений в определенном состоянии, соблюдая огромное количество правил. В век кали-юги это не возможно. Так говорят шастры! Но есть одна мантра, весьма известная, для которой не нужны строгие правила.
Это МАХА-МАНТРА

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

каждый разумный примет её и будет повторять, но глупец ищет окольных путей.
Этот метод настолько прост, что большинство считают это чем-то незначительным. Но это самый возвышенный метод достижения высшей цели жизни.

Харер нама харер нама харер намайва кевалам
калау насти эва насти эва насти гатир аньятха.

писания говорят: нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути в век кали
кроме повторения, повторения и повторения имен Хари
mysticspot
писания говорят: нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути в век кали
кроме повторения, повторения и повторения имен Хари


Возможно вы правы… но к любой вершине можно дойти разными путями, просто и быстрый один, но вариантов всегда много.

vsELENAya
а из какого это источника? можете поведать? :)
mysticspot
Рамачандра Рао «Тантра. Мантра. Янтра.»

Научный редактор: кандидат филологических наук В.С. Дылыкова-Парфионович Институт Востоковедения РАН

Рецензент: кандидат философских наук Э.А. Султанова МГУ им. Ломоносова

Книга представляет собой сборник двух лучших работ современного исследователя буддийской Тантры Рамачандры Рао: «Тантра. Мантра. Янтра» и «Тантрические традиции Тибета». Автор развенчивает привычные для массового читателя апелляции к тантрическому буддизму как к набору практик, ориентированных на интимную сферу человека. Прослеживая историю становления и развития тантризма, он убедительно доказывает, что в своих истоках буддийская Тантра — это сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации самых глубинных пластов человеческого сознания и психики, направленный на духовное совершенствование человеческой личности. Читатель познакомится с историей Тибета, процессом формирования и интеграции двух его основных религиозных направлений — бона и буддизма, а также историей зарождения и развития древних буддийских школ, составивших гордость и славу религиозной и философской мысли Тибета. Книга будет интересна и полезна как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующимся историей, психологией, религиоведением, духовными учениями и эзотерическими дисциплинами.
vkams
Простите за повторное беспокойство. Если Вы не передумали дать мне книгу для сканирования, позвоните, пожалуйста, (916) 215-96-21
vkams
Добрый день! Меня очень просили достать эту книгу, но в продаже её давно нет. Можно ли попросить её на день-два для сканирования, даже под залог? Потом выложу в инет для других практикующих.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.