• ,

Эта ровность зовется йогой…

Хотел бы поделится своими наблюдениями относительно преподавания йоги)). Дело в том, что преподавать йогу оказалось одновременно и труднее и интереснее, чем я предполагал. О трудностях и преимуществах преподавания я и расскажу в этом посте.
Первое «поразительное» открытие – движения, которые ты уже сейчас считаешь элементарными, для многих нечто из области нереального. Поэтому здесь важно понять, как объяснить эти движения: подобрать ассоциации и образы, подготовительные вариации, вспомогательные материалы и т.д. Здесь начинается полет фантазии, творчество и «мозговой штурм»))). Однако, это не означает, что Вы должны во что бы то ни стало «заставить» людей почувствовать. Вы только указываете путь, но пройти его должен занимающийся. Возможно не сразу, возможно со временем… Эта ровность зовется йогой…
Второе, что, безусловно, необходимо учитывать – уровень группы. Как в таком случае говорят, что есть несколько типов преподавателей. Одни считают, что занимающиеся имеют тот же уровень личной практики, что и у них, и, соответственно дают нагрузку и предъявляют требования превосходящие возможности учеников. Это может привести к различным негативным последствиям. Начиная от того, что занимающиеся будут вымотаны и не захотят больше себя так «напрягать», и заканчивая тем, что они начнут думать, что они просто «не способны» на что либо. Прибавьте к последнему, например, низкую самооценку, и вы получите духовную неудовлетворенность. Другие преподаватели считают: «куда им нагрузку!», и начинают на уроке по 20 минут рассказывать о Тадасане, подставлять пропсы куда надо и не надо и т.д. Мало того, что ученикам становится скучно, так это еще и удар по самолюбию. Эта ровность зовется йогой…
И, наконец, третье – атмосфера на занятии. Очень важно создать соответствующий «микроклимат» группы, где вы проводите занятие. Это расслабляет людей и рождает общую атмосферу доверия и безопасности. Соответственно исчезают комплексы и социальные «зажимы». Но это не означает, что стоит превратить занятие в цирк и бесконечное веселье. Иначе можно упустить важные вопросы и замечания учеников, обделить некоторых из них вниманием, и в конечном итоге не донести основную мысль занятия. Эта ровность зовется йогой…
Но все перечисленные мною трудности с лихвой окупаются тем удовольствием, которые получаешь от преподавания. Самое приятное – видеть прогресс занимающихся! Только так можно судить о своей работе.
Хочу сказать спасибо моим ученикам, которые доверились мне и у которых я учусь, наверное, даже больше, чем учу их))
Удачи в практике)
  • +1

  • 0

14 комментариев

olegatortrup
я вот тут надысь посетил один из наших самых кошерных Курганских фитнес — центров… в рот мне ноги чем они там занимаются, потеют, пердят, напрягаются так, что жилы на шее вздуваются, деваха например пришла по первому разу, а ее на шпагат заставляют садиться, сядет она, ага… удовольствие это стоит 300 рубэнов, для кургана скажу вам это чуть меньше чем дох… я… так что Максим ты стопудово прав, нужен еще и преподаватель толковый, а то девочки с фитнеса легко перескакивают йогу преподавать… это нонсенс… у меня после их практики поясница, вернее мышцы поясницы дня два гудели наверное… и никакой шавасаны путевой кстати, 5 минут и отваливайте)))
mirumir
как же создать атмосферу? поделитесь опытом пожалуйста.
Maximaty
Посмотрите на группу)) Кто к вам пришел? Мужчины, женщины, взрослые, молодые? Причем пол — это не только наличие или отсутствие органов, а скорее энергетика, также как и возраст))
Постарайтесь объяснять асаны максимально образно, особенно в группах для новичков. Не стоит вдаваться в анатомию, если люди занимаются недавно, и слова подвздошно-поясничная мышца, плюсна, предплюсна и др. не вызывают понимания.
Добавьте образы, идеи и объяснения из известных трактатов по йоге. Постарайтесь привязать эти образы и символы к практике.
Добавьте немного юмора))
Очень помогают работа в паре или группе. Это укрепляет группу, и занимающиеся привыкают друг к другу.
Не должно быть такого, что кто-то в группе всегда в фаворитах — у каждого «должны быть свои таланты»)) Найдите их в каждом. На одном можно показать одно, на другом другое. И т.д.)))
Ну вот как-то так)))
Naali
Как мне кажется, первое, что создает атмосферу — это личные практики. Чем глубже вы ушли по «пути самопознания», тем лучше получается передавать состояние. То есть очень важно из какого «места» вы ведете практику. Если сохраняется состояние осознанности, состояние себя, мир наполняется любовью, практики получаются самые глубокие. ))
se-va
А что Вы называете «прогрессом занимающихся»?
Maximaty
Здесь можно смотреть с разных сторон)) Первое — явное — изменение в выполнении позы. Т.е. видно, что движения, которые мною описывались поняты. Видно, что человек «работает» в позе, а не просто стоит или сидит. Пытается вытянуть позвоночник и раскрыть себя))
Второе — это отношение к занятию. Большая осознанность. Т.е. человек перестает иметь основной целью во что бы то ни стало наклониться вперед, или прогнутся. Теперь важен сам процесс. «От плодов отстраняйся....» Ученик начинает пребывать здесь и сейчас.
Вот как то так))
mysticspot
Еще хорошим показателем прогресса является интерес занимающихся. Если после занятия все больше людей подходит с вопросами (касающихся тонких моментов практики)это свидетельствует о интересе к предмету и вовлеченности.
se-va
А как Вы отличаете осознанность от игры в осознанность, йогу от игры в йогу? Осознанность это полная открытость и искренность. Не представляю, как это возможно в современном мегаполисе. Не являются ли занятия йогой ещё одной социальной ролью или маской: сейчас я йог, потом бухгалтер, потом гражданин возмущённый пробками и корупцией…
Maximaty
я думаю, что быть йогом вовсе не означает бросить работу, не есть мясо, уйти в джунгли и т.д. Это все часто внешняя атрибутика.
dhiaan
Можно быть бухгалтером и йогом, возмущаться пробками и быть йогом. Здесь нет противоречия. Каждый человек — йог, даже если он всё еще бухгалтер. В тот момент, когда он начинает осознавать это, и кончается игра в йогу.
Maximaty
браво! лучше и не напишешь!)))
Maximaty
я смотрю пост вызвал недюжий интерес)))
se-va
А асанны не внешняя атрибутика? Всё что мы можем увидеть глазами или услышать ушами это внешняя атрибутика. А вот есть ли за ней внутренне содержание? Как понять? Почувствовать? Но чувства тоже не совершенны. Человек любит пребывать в приятных эго иллюзиях.
dhiaan
Ко второму пункту добавлю — важно понимать не только, что не все занимающиеся имеют такой же уровень практики, но что они в принципе ДРУГИЕ, во всех смыслах этого слова. У них другая конституция, другие анатомические особенности, может быть, и другие цели. Не надо пытаться заставить их повторить свой опыт, даже если он был положительным.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.