Смотритель: mysticspot

Тантрическая алхимия

Ртуть, или парада на санскрите, имеет долгую историю использования в духовных практиках. Для тантриста (и средневековых алхимиков) она была как бы ключом к получению посвящения.
Парада традиционно имеет множество различных названий, большинство из которых — синонимы понятия сандхья бхасья («язык сумерек»). Язык сумерек — это особый язык, разработанный для того, чтобы исправить неправильное употребление некоторых терминов и формул. Пользоваться такими формулами могли только те, кто имел доступ к состояниям сумеречного помрачненного сознания и был знаком с уникальной символикой подобных измерений. В школе натха, где тщательно сохраняется алхимическое учение, эти состояния сознания обретаются только в результате сложной системы йоги и пребывания в самадхи.

Письменные источники тантры.

Приверженцы Тантры стремятся сохранять в строгой тайне все, что относится к их духовным практикам. И поэтому может показаться удивительным, что в нашем распоряжении имеется столь значительное количество тантрических письменных работ, большинство из которых представлены в публичных книгохранилищах, а к другим доступ еще более прост. Объем тантрической литературы очень обширен, а содержание источников сильно варьируется, причем настолько сильно, что адекватная классификация их вряд ли возможна. Помимо этого, большинство тантрических текстов, которыми мы располагаем, не имеют определенных философских установок, принадлежности к конкретным сектам и даже авторства. Многие из них кажутся абсолютно бессвязными в своих описаниях и грандиозных претензиях. И несомненно, что большинство текстов составлено довольно поздно — в период с X по XVIII вв. н. э. В разных тантрических текстах тематика перекрывается, идеи повторяются, а версии просто дублируются, происходит это настолько часто, что невозможно определить, где оригинал, а где заимствование.

Идеологический базис Тантры.

Поскольку Тантра является, прежде всего, практической дисциплиной, ее философия никогда не выкристаллизовывалась окончательно. В этом попросту никогда не было особой нужды, так как все инструкции передаются в устной форме и всегда ориентированы на конкретную ситуацию. Некоторые тантрические тексты, например Сарада- тилака (Sarada-tilaka), оперируют философскими категориями, но такой подход не является последовательным или систематичным. Именно поэтому очень трудно обозначить и описать то, что можно было бы назвать философией Тантры. В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть ту, что традиции Шаива, Вайшнава, Шакта и так называемые Буддийские Тантры являются разными, функциональная роль концепций в каждой тантре кажется разной.

Адепты тантры и уровни реализации.

Тантра, вне всякого сомнения, не представляет интереса для подавляющего большинства людей, поскольку в ее основе лежит мировоззрение, которое отличается, а иногда и прямо противоположно общепринятому, а потому следование тантрическому пути требует необычайных усилий. При этом поверхностное знакомство с Тантрой может вызвать скорее антипатию и отвращение к этой дисциплине. И это создается самой Тантрой преднамеренно, с целью избавиться от случайных людей. Секреты не открываются никому, кроме серьезных и полностью подготовленных учеников. Таким образом, «посвящение» является обязательным условием для начала практик.

Тантрическую инициацию нельзя путать с просто «инструкцией». Это передача неких действующих положений посредством полной трансформации посвящаемого. Процесс включает сложную и тщательную подготовку, в которой тексты и руководства играют второстепенную роль, при этом первостепенная роль отводится непосредственной связи с учителем посредством ритуала. В текстах говорится: «Не может быть просветления без посвящения, и не может быть посвящения без учителя»; «тот, у кого нет посвящения, не достигнет ни прогресса, ни успеха, и потому необходимо в первую очередь стремиться получить инициацию от учителя». Двусложный термин «дикша» (посвящение) означает два одновременных действия: «давать» или «наделять» высшими качествами — «ди» и «разрушать» или «устранять» грехи и препятствия — «кша», тем самым освобождая посвящаемого от оков феноменального мира.

Тантрическая традиция (часть 2.)

Отказ от взаимопонимания, уход от нормальной жизни, выполнение ужасных обрядов и отвратительная сексуальная распущенность — без сомнения, заметные свойства многих тантрических культов; но при этом необходимо помнить, что все это не обязательно воспринимается как нормы поведения, и более того, совсем не является необходимым для реализации тантры.


Читать предыдущую статьюТантрическая традиция (часть 1.)

Тантра являет собой чрезвычайно неоднородное явление, она включает в себя многочисленные племенные и региональные культы, допускающие разные варианты классификаций. Но вместе с тем, интересно отметить, что разнообразные тантрические течения имеют несколько общих рабочих принципов, таких как необходимость духовного наставника, необходимость посвящения, таинство выполнения ритуалов и использование символизма. В этом значении, Тантра в целом может быть охарактеризована как «мудрость, напрямую передаваемая от учителя к ученику посредством символов». Именно этот символизм и представляет наибольшую трудность понимания тантрической доктрины для исследователей, особенно исследователей западного происхождения.

Тантрическая традиция (часть1).

Отказ от взаимопонимания, уход от нормальной жизни, выполнение ужасных обрядов и отвратительная сексуальная распущенность — без сомнения, заметные свойства многих тантрических культов; но при этом необходимо помнить, что все это не обязательно воспринимается как нормы поведения, и более того, совсем не является необходимым для реализации тантры.


Впервые термин "тантра" (tantra) встречается в тексте Ригведы ', хотя и всего один раз. Употреблено это слово для обозначения профессий простолюдинов. Таким образом, слово «тантра» изначально связано со словом «работа». Саяна в своих комментариях говорит, что «тантра» является неким сельскохозяйственным приспособлением (плугом или другим устройством), которое «растягивает», или «разрабатывает» (vistrayanti), или просто «работает» (kurvanti).

Тантра как оформившаяся практическая дисциплина появляется довольно поздно. Школа Санкхья относит себя к тантрическому направлению, и Шанкара (Samkara, конец VI в. н. э.) признает это; текст Панчаратра (Pancaratra) известен также под названием Саттвата-тантра (Sattvata-tantra). Каутилья (Kautilya, около 300 г. до н. э.) понимает под словом «тантра» фундаментальные канонические положения, призванные описывать и объяснять процессы сознания. Эта интерпретация значительно расширяет смысловое поле термина, и Тантра становится системой мысли с внутренней структурой и логикой. Это придавало системе авторитетность и черты традиционности. Но с тех пор слово стало все меньше употребляться для обозначения ортодоксальных систем.

О тантре

Слово "тантра" является синонимом санскритского слова «прабандха» («преемственность») и имеет в виду непрерывность бытия. Основная идея тантры, как и других учений буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления (или обретения природы будды), но присущее тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других учений.

Первые индуистские секты, возникшие в основном в Северной Индии, очень почитали Рудру — олицетворение злых сил. Затем с его именем стали добавлять эпитет Шива («благоприятствующий», «милостивый»). В такой форме он воспринимался людьми как таинственный, непостижимый. Благодаря этому объединяющая идея вселенной в Упанишадах приводит именно к нему. Шива является образцом совершенного йогина, указующего путь к спасению.

Как философия шиваизм был систематически разработан в конце I тысячелетия нашей эры. Его бог Шива — абсолютная реальность, создает миры не по каким-либо материальным причинам, а только по собственной воле. Его творческая активность есть проявление силы высшего властителя вселенной, силы, происходящей из него самого. В своем отношении к миру и к сознательным существам это божество одновременно имманентно и трансцендентно. Оно представляет собой неизменную действительность, основу вселенной. Его энергия (шакти) имеет бесконечное множество аспектов, из которых главные — мудрость, блаженство, воля, знание и творческая активность.