Смотритель: admin

Индийцы и коровы. Отношение индийцев к мясу

Я поклоняюсь им(коровам),
и я буду защищать поклонение им даже если против меня выступит весь мир.
Махатма Ганди

По сравнению с нами европейцами, индийцы намного более религиозны, их вера диктует им правила жизни и питания.
Индию считаю в основном вегетарианской страной, и действительно индийцы в большинстве придерживаются вегетарианства. Заведения общественного питания четко делятся на те, где подают мясные блюда и те, где их не подают.

Ахимса – понятие четко связанное с вегетарианством. Ахимса – важнейшее понятие индийской философии. Переводится это слово, как не принесение вреда, то есть тем, кто придерживается ахимсы нельзя наносить вред живому существу, отсюда и строгая вегетарианская диета. Причем запрещается употреблять в пищу не только рыбу, мясо, но также корни и клубни растений, поскольку, таким образом, уничтожается растение. Есть можно только ту часть растения, которая находится над землей. Исповедующие джайнизм и придерживающиеся ахимсы люди не занимаются сельским хозяйством, потому что при обработке земли страдают не только растения, но и насекомые, а также мелкие животные. Хотя джайны-землевладельцы содержат наемную силу из числа людей исповедующих другую религию, но таких немного.
  • ,

Тибетская диета

О стройности мечтает каждая женщина, и домохозяйка и бизнес леди, и даже та, которая утверждает, что великолепно чувствует себя в имеющемся весе. Некоторые дамы, обращаются за помощью к упражнениям йоги, чтобы сохранить или улучшить данные своей фигуры. Такое решение очень разумное, ведь кроме усовершенствованного тела, асаны помогают нормализовать работу всех систем жизнедеятельности, и как бонус вы получаете крепкие нервы и шелковистую кожу (это не рекламный трюк). Если, ваш лишний вес невелик или вы не стремитесь стать «дюймовочкой» за рекордно короткий промежуток времени. Тянитесь, дышите, живите на полную, ваши планы непременно осуществятся.

Йога-диета. С чем ее едят?

диета йога, йога питание, вегетарианское блюдоВ одной брошюре, на мой взгляд, бесполезной для читателя (если не сказать вредной), из тех, что россыпью заполняют прилавки дешевого чтива, прочла советы по питанию тем, кто практикует йогу. Не буду цитировать, так называемую, йога-диету, основной смысл которой сводился к тому, что если буду кушать одну лишь только травку, периодически разбавляя ее рисом и зеленым чаем, сочетая такое питание с выполнением асан, вскоре смогу поспорить в стройности с любым индийским йогом. Уж не знаю, возможно, индийский йог не позволит себе обидеть и «козявку», я точно не стану вам врать, что едят йоги вдалеке от цивилизации.

Так что же кушать начинающему йогу, окруженному всевозможными благами современности? Как отказаться от таких привычных и всегда доступных полуфабрикатов и бесконечно преследующего запахами фастфуда?

Аюрведа и Вкус

В Аюрведе вкус является одной из главных характеристик любого продукта. И если продукт не ядовит, то мы всегда можем его попробовать и составить представление о его
действии на доши и Агни.

Вкусов всего шесть:
сладкий, кислый, острый, горький, соленый, вяжущий.
Разберем их по порядку.

Итак, сладкий вкус.

Дает силу, утоляет голод, увеличивает Оджас, увеличивает количество грудного молока, сращивает переломы, помогает при выпадении волос.

Увеличивает Капху, балансирует Питту, немного уменьшает Вату.

Если сладкого вкуса в пище слишком много, то это может привести к увеличению слизи, диспепсии, раку, увеличению лимфоузлов и т.п.

О вреде алкоголя и курения.

«Что же до алкоголя, то здесь нет никакого сомнения, что с точки зрения астрального и ментального тел его употребление — всегда зло; и также нет сомнения, что им привлекаются весьма нежелательные существа» (Ч. Ледбитер. «Внутренняя жизнь»).

«Алкоголизм и опий являются уродливыми попытками приблизиться к Миру Огненному. Если самадхи — естественное проявление Огня Высшего, то пламя алкоголя будет разрушителем Огня. Правда, наркотики вызывают иллюзии огненного приближения, но они же встанут надолго препятствием к овладению истинной энергией Агни. Ничто не представляет такого несчастья в Тонком Мире, как эти противоестественные попытки вызвать Огонь без соответственного очищения» (Агни йога).

«Алкоголь разрушает клетки мозга.» (Васант Лад. «Домашние средства Аюрведы»).

О вреде курения
«Вредные последствия привычки к табаку очевидны в физическом, астральном и ментальном телах. Физически, он пронизывает человека исключительно грубыми частицами, вызывающими столь материальные эманации, что они часто могут восприниматься чувством обоняния. Астрально, он не только привносит нечистоту, но также склоняет к затуханию многих вибраций и именно по этой причине его часто находят «успокаивающим нервы», как это называется. Но конечно, в целях оккультного прогресса мы вовсе не хотим, чтобы наши вибрации затухали или астральное тело утяжелялось скверными и ядовитыми частицами. Потому для любого человека, действительно желающего развить свои проводники, табак, несомненно, плохая вещь.

О мясоедении из мудрых книг.

Мясо — тамасичная пища — несёт в себе энергии смерти и насилия, ему сопутствуют такие негативные эмоции, как страх и ненависть, поэтому оно не может считаться благоприятным продуктом.

«Меня тот да пожирает в будущем мире, мясо которого я ем здесь!» — так мудрецы объясняют значение слова мясо» (Законы Ману).


Многие люди не понимают, что животные — это не пища. «Трупов не едят, но убитых животных принято есть. Надо спросить — какая разница, ибо убитое животное разве не труп?» (Агни йога).

Чеснок и лук.

Лук и чеснок несут в себе качества тамаса, их можно принимать в особых случаях как лекарство. Мудрецы не советуют их для повседневного употребления.

«Йог должен воздерживаться от мяса, лука, хмельных напитков и чеснока» (Ланкаватара сутра).


«Для дваждырождённых непригодны в пищу чеснок, порей, лук, грибы и виды зелени, произрастающие из нечистот. Дваждырождённый, съев умышленно гриб, мясо домашнего кабана и петуха, чеснок, лук или порей впадает в грех» (Законы Ману).

«Конечно, полезно воздержание от мяса; овощи хороши, кроме нескольких, как спаржа, сельдерей и чеснок, которые представляют медикаменты» (Агни йога).

«Природа чеснока тамасична. Она может притуплять ум или делать его «приземлённым». Чеснок повышает количество семени, но одновременно действует раздражающе на репродуктивные органы. Поэтому, будучи хорошим лекарственным средством, не очень подходит для повседневного рациона тех, кто практикует йогу» (Васант Лад, Давид Фроули. «Травы и специи»).

Кофе и чай.

«Кофе, стимулируя вначале, в итоге оказывает депрессивное влияние на организм» (Васант Лад, Уша Лад. «Аюрведическая кулинария»).


«Следует помнить, что чай и кофе в основе своей содержат наркотики, соответственно называемые теином и кофеином, которые ядовиты, так что излишество в употреблении этих напитков вредно, особенно для растущего организма» (Ч. Ледбитер. «Скрытая сторона вещей»).


«Употребление кофе угнетающе действует на надпочечники. Нейтрализовать стрессовый эффект кофе поможет добавление по щепотке имбиря и кардамона» (Васант Лад, Уша Лад. «Аюрведическая кулинария»).


«Если вы употребляете чай с кофеином, то кардамон поможет нейтрализовать действие кофеина» (Васант Лад, Уша Лад. «Аюрведическая кулинария»).

О холодной еде и газированных напитках.

«Пища, подвергнутая действию холода, проявляет влияние капхи, которое напрягает пищеварительный огонь, усугубляя неспособное к усвоению компонентов такой пищи. Легче всего агни перерабатывает пищу с температурой тела или чуть выше неё» (Супил В. Джоши «Аюрведа и панчакарма»).

«Излишнее питьё холодных напитков уменьшает сопротивляемость и создаёт избыток желчи» (Васант Лад. «Аюрведа»).

Одной из причин неверного поведения, которая может привести болезни, учитель, целитель, йог Э. Кришнамачарья называет «попытки ослабить летнюю жару холодными ледяными напитками» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).

Бобовые

В целях замены животных белков растительными весьма пригодны стручковые.
Очень высока питательная ценность чечевицы (высокая витаминность А и В). Особенно важно содержание в ней железа, по количеству которого она приближается к землянике.
Однако, несмотря на обилие стручковых белками, нельзя упускать из вида того существенно важного обстоятельства, что все они бедны натрием и кальцием (наибольшую кислотность дают горох и бобы), поэтому одновременно с введением в рацион стручковых должны быть включены пищевые вещества богатые основаниями (лиственные овощи (салаты, капуста), корнеплоды, молочные продукты и фрукты).

Мед.

«Такие продукты как мёд, коровье и козье молоко, амалаки, лимон и зелёные овощи при регулярном употреблении дарят здоровье и предотвращают заболевания» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).


«Напрасно люди ищут новых целебных средств, не использовав старых. Даже молоко и мёд не применяются достаточно. Между тем, что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию. Молоко и мёд разнообразны до бесконечности, потому они составляют лучшую профилактику, когда они употребляются разумно и научно. Не в том дело, чтобы пить молоко или есть мёд, но, прежде всего, какое молоко и какой мёд. Правильно полагать, что самый лучший мёд будет из мест, насыщенных целебными растениями» (Агни йога).

Пшеница.

«Пусть пшеница будет ежедневно входить в пищу всех вегетарианцев» (Э. Кришнамачарья. «Целительство новой эпохи»).

В одном из писем Е. И. Рерих писала, что пшеница была принесена Изидою с Венеры. Е. П. Блаватская описывала это событие более подробно: «Фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле, принесены были Владыками Мудрости из других Лока (сфер) для пользова¬ния ими теми, кем они управляли…
Если будут утверждать, что нет злаков и фруктов, неизвестных на Земле, то мы можем напомнить читателю, что пшеница никогда не была найдена в диком состоянии; она не есть продукт Земли. Все другие злаки были прослежены до их первобытных форм в различных семействах диких трав, но, несмотря на все усилия ботаников, им не удалось найти первоначальный вид пшеницы. В связи с этим будем иметь в виду, каким священным почитался этот хлебный злак среди египетских жрецов; пшеницу полагали даже около мумии и через тысячи лет зерна ее были найдены в их гробах.

Вода

«Вода имеет жизненно важную роль в поддержании баланса в организме. Во время еды нужно пить воду маленькими глотками. Принимаемая с пищей, вода становится нектаром, помогающим пищеварению. Если вода будет выпита после еды, то желудочный сок будет разжижаться и пищеварение будет затруднено. Климат влияет на количество воды, необходимой организму.
Пищеварение работает, когда человек пьет много воды. Чрезмерное питьё воды может вызвать её удержание в организме и добавочный вес тела»
В случае несварения желудка надо соблюдать голодание с приемом теплой воды. Данная процедура поможет очищению и вызовет рост (агни). Охлажденная вода охладит (агни); поэтому ледяная вода оказывается сущим ядом для организма, тогда как горячая нектаром.
(Васант Лад. «Аюрведа»).

Гхи (ги, топленное масло).

Готовить пищу лучше на масле гхи. Это особым способом приготовленное топлёное масло. Ведические Писания называют гхи «пищей для мозга», «духовной спермой» или «топливом света». «Оно не засоряет печень, как другие масла и жиры, а напротив, придаёт ей силу». Также оно является «прекрасным омолаживающим, тонизирующим средством для ума, мозга и нервной системы» (В. Лад, Д. Фроули. «Травы и специи»).

«Регулярно в меню должно входить гхи» (Э. Кришнамачарья. «Аюрведа»).


«Гхи способствует пищеварению. Оно улучшает процессы всасывания и усвоения. Оно питает оджас, теджас и прану, улучшает память и служит «смазкой» для соединительной ткани. Гхи делает тело более гибким и в небольших количествах хорошо для всех трёх дош. Гхи является йоговахи — катализатором, который переносит целебные свойства трав в семь основных дхату, или тканей тела. Гхи успокаивает питту и вату и в умеренных количествах приемлемо для капхи. Люди, имеющие высокий уровень холестерина или страдающие ожирением, должны быть очень осторожны в употреблении гхи. Гхи не следует употреблять при высокой аме (токсинах). (Ва-сант Лад, Уша Лад. «Аюрведическая кулинария»).

Молоко

«Аюрведа утверждает, что молоко необходимо для гармоничного духовного и физического развития человека. Белки, жиры, витамины, содержащиеся в молоке, способствуют развитию тонких тканей мозга, поэтому молоко является лучшей пищей для того, кто стремится к духовному совершенству (Адираджа Дас. «Ве-дическое кулинарное искусство»).

«Молоко и гхи — два вида еды, которые больше всего помогают ученику оккультизма. Они очищают его коши и мостят путь садханы, питают его душу и доставляют материал для постройки антахкараны. Все ведические ритуалы отмечают великолепие Агни, который делается ещё ярче приношениями молока, сливочного масла и гхи» (Э. Кришнамачарья. «Духовная астрология»).

«Молоко, масло и гхи Рака, а также пшеница и мёд Льва — это главные продукты для совершенного человека эпохи Водолея»! (Э. Кришнамачарья. «Духовная астрология»).

Об умеренности в еде.

«Излишества в древности назывались оковами ада в таком определении сказывалась великая истина». Также важно установить постоянное время приёма пищи. «Самое вредное — употребление пищи без определенных сроков и без нужды». «Не объедайтесь, иначе говоря будьте осторожны в пище» (Агни йога).


«Йога не для того, кто в еде не умерен или ничего не вкушает, кто привык слишком много спать или бодрствовать, Арджуна, а для умеренного в еде, в воздержанье, умеренного в делах, в движеньях, для умеренного во сне и в бодрствованье предназначена скорбь уносящая йога» (Бхагавад-гита).


«Вы называете меня разумным, а я сам вижу, сколько бесполезных вещей желаю, как много вредного хочу я не понимаю даже того что животным указывает насыщенье, — меры еде и в питье, и не ведаю, сколько могу вместить» (Луций Анней Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»).

Хлеб и аюрведа

Пословица «Худ обед, коли хлеба нет» в гораздо большей степени применим к Индии, чем к Западу, где большинство людей употребляют в пищу хлеб, который не имеет практически никакой питательной ценности. В Индии редкая трапеза обходится без свежеиспеченного домашнего хлеба. Индийский хлеб, имеющий различную форму, качества и вкус, легко и быстро готовится.

По индийским обычаям хлеб подается к столу горячим — как только гость съедает один горячий хлебец, ему следует тут же принести другой, пышущий жаром, только что снятый с огня. Это придает трапезе особое очарование.

На Западе мы часто используем хлеб для того, чтобы с его помощью нацепить кусочек пищи на вилку. В Индии же сам хлеб и является «вилкой». Индийцы обычно отрывают небольшой кусочек лепешки, захватывают им немного пищи, слишком жидкой для того, чтобы есть ее руками, и отправляют ее в рот вместе с «вилкой».

В простых индийских семьях ежедневный обед обычно состоит из риса, дала, овощей и чапати. Как и большинство традиционных индийских сортов хлеба, чапати делают из муки, которую получают, перемалывая цельную пшеницу. В Индии эта мука так и называется — мука для чапати или атта. Эту муку можно купить в индийских магазинах. Она очень сильно отличается от обычной пшеничной муки. Муку для чапати получают, тщательно перемалывая целые зерна пшеницы до образования тонкого порошка темно-желтого цвета. Тесто из нее получается без комков и бархатистым на ощупь, оно легко месится и легко формуется. Если у вас нет муки для чапати, ее можно заменить пшеничной мукой грубого помола, но прежде просейте ее. Смесь двух частей просеянной муки грубого помола и одной части неотбеленной муки тонкого помола лучше всего воспроизводит свойства муки для чапати.

В большинстве приведенных рецептов хлеба количество воды указано приблизительно. Оно сильно зависит от качества муки и влажности воздуха. Поэтому вначале добавьте немного меньше воды, чем указано в рецепте, и, если ее будет недостаточно, постепенно подливайте, пока не получите тесто нужной консистенции.

Замес — самый важный этап в приготовлении любого теста. Если тесто замешано хорошо, оно легко раскатывается и хорошо пропекается. Чтобы правильно замесить тесто, слегка припудрите мукой тесто и руку, положите ладонь на тесто и резким движением от себя надавите на него основанием ладони. Затем сложите тесто вдвое, немного поверните его и снова надавите. Так месите его ритмическими движениями, пока оно не станет эластичным, однородным и гладким. Если получившееся тесто прилипает к рукам, продолжайте месить, понемногу добавляя муку, пока тесто не будет легко отставать от руки и стенок посуды.

Хлебные изделия, рецепты которых приведены в этом разделе, либо пекут на таве (чугунной сковороде со слегка выпуклым дном и без бортиков), либо жарят, погрузив в масло, в кархае (глубокой сковороде со сферическим дном). Обычно таву заранее прогревают перед тем, как печь на ней, в этом случае хлеб выпекается быстрее и получается не таким сухим. При жарении в кархае требуется сравнительно немного топленого масла, а благодаря тому, что он имеет расширяющиеся кверху края, в нем можно жарить одновременно несколько лепешек. Если у вас нет тавы, ее можно заменить чугунной сковородой, а вместо кархая можно использовать любую широкую кастрюлю с толстым дном или большой чугунный котел.

Раскатывание теста требует некоторого опыта, поэтому не огорчайтесь, если у вас это получится не сразу, — со временем вы овладеете этим искусством. К тому же даже ваши «ошибки» будут очень вкусными.

Рецепты индийского хлеба

Рецепты позаимствованы и немного адаптированы из книг «Ведическое кулинарное искусство», Адирадж дас, «Любимые блюда Индийской вегетарианской кухни», Ямуна Деви, и других, а также даны собственные рекомендации.

Рецепт №1: Чапати (пресные лепешки)

Чапати, хлеб, без которого не обходится ни одна трапеза миллионов индийцев, готовят вначале на сухой сковороде, а затем пекут на открытом огне. При этом лепешка раздувается от пара до такой степени, что становится круглой, как мячик.

Время приготовления теста — 15 мин

Время выдерживания — от 30 мин до 2 час

Время раскатывания и приготовления одного чапати — 2-3 мин

Количество порций: 4

Ингридиенты:
• 2 1/2 чашки (250 г) просеянной муки грубого помола
• 2/3 чашки (150 мл) теплой воды
• 1/2 ч. л. соли
• 2 или 3 ст. л. растопленного сливочного масла

Смешайте муку и соль в большой миске. Медленно добавляйте воду и смешивайте с ней муку, пока не получится мягкое тесто. Переложите тесто на доску и месите 6-8 мин, пока у вас не получится мягкое, влажное, однородное тесто. Сбрызните тесто водой, покройте влажной тканью и оставьте на полчаса или более (до 2 часов). Следите за тем, чтобы поверхность теста не засохла.

Когда тесто готово, поставьте таву или тяжелую чугунную сковороду с ручкой на средний огонь. Влажными руками обомните тесто и сформуйте 15 одинаковых шариков. Обмакните их в муку и раскатайте тонко и ровно на посыпанном мукой столе. Сделайте их по возможности круглыми, диаметром около 14 см. При раскатке чапати посыпайте их мукой, чтобы они не прилипали к скалке.

Стряхните избыток муки с чапати, и положите на заранее нагретую сковороду. (Если сковорода достаточно большая, можно делать сразу несколько чапати.) Когда на поверхности чапати начнут появляться небольшие белые пузырьки, а края начнут заворачиваться наверх, переверните их плоскими щипцами на другую сторону и держите на сковороде, пока вся поверхность чапати не покроется пузырьками. Возьмите чапати щипцами и поднесите к огню, поворачивая обеими сторонами над огнем несколько секунд, пока оно не вздуется, как шар. Готовое чапати должно быть полностью пропечено — на нем не должно оставаться влажных участков, и покрыто с обеих сторон коричневыми пятнышками. Прихлопните чапати руками, чтобы из него вышел весь воздух и смажьте одну сторону растопленным маслом.

Чапати можно готовить и на электроплите. Положите раскатанное чапати на сковороду, переворачивайте его до тех пор, пока обе стороны не будут готовы, затем осторожно прижмите верхнюю сторону по всей поверхности мягкой тканью, и чапати раздуется. Подавайте чапати горячими или заверните в ткань, чтобы они сохранили тепло и остались мягкими.

Рецепт №2: Пури (лепешки, жаренные во фритюре)

Приготовление пури, как и многих других индийских блюд, доставляет большое наслаждение: наблюдать за тем, как кружки раскатанного теста, погруженные в горячее масло, начинают раздуваться, как шары, — одно удовольствие. Но еще большее удовольствие — есть их. Замечательный вкус делает их идеальным дополнением к любому блюду.

Время приготовления теста:15 мин

Время раскатывания и жарения одного пури: 2 мин

Количество порций: 4

Ингридиенты:

• 2 1/2 чашки (250 г) муки грубого помола
• 1 чашка (100 г) пшеничной муки тонкого помола
• 1/2 ч. л. соли
• 1 ст. л. сливочного или топленого масла
• 3/4 чашки (175 мл) теплой воды
• топленое или растительное масло для обжаривания во фритюре

Просейте муку и соль в миску для замешивания и вотрите в нее столовую ложку масла. Медленно добавляйте воду и перемешивайте, пока вся мука не склеится. Смажьте руки топленым маслом и месите тесто 5-8 мин, пока оно не станет однородным и упругим. (Ради разнообразия иногда можно делать масала-пури. При этом к тесту нужно добавить 2 ч. л. семян кумина, 3/4 ч. л. куркумы, 1/4 ч. л. молотого красного перца.)

В кархае или в кастрюле нагрейте топленое (ги) или растительное масло на среднем огне. Капните несколько капель этого масла на поверхность, где вы собираетесь раскатывать тесто (ни в коем случае не пользуйтесь мукой — она горит и портит ги), сделайте из теста 16 шариков и раскатайте их на тонкие лепешки (2-3 мм толщиной). При раскатывании пури можно использовать небольшое количество рисовой муки, которая не горит в масле.

Когда ги начнет дымиться, уменьшите огонь и положите пури в масло. Будьте осторожны, не обожгите пальцы. Пури на секунду утонет, затем с шипением поднимется на поверхность. Сразу же мягко и быстро погрузите его в масло обратной стороной шумовки, пока оно не вздуется, как мячик. Затем поджарьте пури с другой стороны в течение нескольких секунд и положите на ребро в дуршлаг, чтобы масло стекало. (Когда вы приобретете некоторый опыт, вы сможете жарить несколько пури одновременно.) Так же готовьте остальные пури. Хорошие пури должны быть равномерного бледно-золотистого цвета.

Подавайте пури горячими с любым блюдом или как закуску, намазав их яблочным соусом, медом, джемом или свежим сыром.

Рецепт №3: Паратха (слоеная лепешка)

Время приготовления теста:15 мин

Время выдерживания: 30 мин

Время раскатывания и жарения одной паратхи: 8 мин

Количество порций: 4

Ингридиенты:

• 2 чашки (200 г) пшеничной муки грубого помола
• 1 чашка (100 г) пшеничной муки тонкого помола
• 2 ст. л. растопленного сливочного масла или ги
• 150 мл теплой воды
• 1 ч. л. соли

Смешайте муку в большой миске. Вотрите в нее растопленное масло.

Приготовьте тесто, как для чапати, и отставьте его, накрыв влажной тканью. Через 30 мин поставьте большую чугунную сковороду или таву на средний огонь. Пока сковорода нагревается, вымесите тесто, сделайте из него 10 шариков одинакового размера и раскатайте на лепешки (не очень тонкие), посыпая рабочую поверхность доски мукой, чтобы тесто не прилипало. Смажьте поверхность каждой лепешки растопленным маслом и сложите ее пополам. Снова намажьте поверхность маслом и опять сложите каждую лепешку пополам. Затем тонко раскатайте их, чтобы получились большие треугольники.

Поместите паратху на сухую, заранее нагретую сковороду или таву. При жарении передвигайте паратху, чтобы все края пропеклись равномерно. Отрегулируйте огонь так, чтобы хлеб не подгорал. Паратха печется дольше, чем чапати. Когда обе стороны станут золотисто-коричневыми, переверните паратху и смажьте верхнюю сторону ги или сливочным маслом ( 1/2 ч. л.). После этого паратха должна вздуться. Переверните ее и смажьте маслом другую сторону. Паратха готова, когда обе стороны приобретают золотисто-коричневый цвет.

Если вы не подаете паратхи к столу сразу после приготовления, заверните их в ткань, чтобы они оставались теплыми.

С уважением

Кичари

Кичари — смесь риса с лущеным машем (мунг далом) и специями — является, пожалуй, одним из главных блюд в аюрведической кулинарии. И рис басмати, и маш имеют сладкий вкус, обладают охлаждающим действием и сладким эффектом после переваривания. Вместе они являются очень сбалансированной пищей, прекрасной белковой комбинацией. Это совершенная пища, которая легко переваривается, дает силу и жизнестойкость. Она питает все ткани тела. Кичари предпочтительно при монодиетах или при прохождении очистительных программ, таких как панча-карма. Это прекрасная пища для очищения и омолаживания клеток.

Обычное соотношение риса и маша 2:1, но его можно менять при необходимости, а также с учетом конституции.

Все приведенные ниже рецепты кичари имеют целебные свойства и подходят людям всех типов конституции.

КИЧАРИ* ИЗ ЛУЩЕНОГО МАША (вата) ВмПмКм

На 4 порции:

1 стакан риса басмати
1/2 стакана лущеного маша
3 ст. л. гхи
1 ч. л. семян черной горчицы
2 щепотки асафетиды
1 ч. л. семян кумина
1/2 ч. л. куркумы
1/2 ч. л. соли
4 стакана воды

Хорошенько промойте рис и маш. Если есть время, замочите маш на несколько часов, это поможет его перевариванию. Если у вас сложности с перевариванием бобовых, то можно сначала сварить маш в течение 20—30 минут в четырех стаканах воды. Затем на сковородке разогрейте гхи на среднем огне, добавьте семена горчицы, кумина и асафетиду. Пассеруйте, помешивая, до тех пор, пока семена не начнут потрескивать. Добавьте рис, маш, куркуму, соль и хорошенько перемешайте со специями. Затем добавьте воду и доведите до кипения. Варите, не закрывая и время от времени помешивая, в течение пяти минут. Затем неплотно прикройте кастрюлю крышкой и готовьте до мягкости еще 20—25 минут на слабом огне.

Это блюдо уравновешивает все три доши, но особенно хорошо для людей с вата-конституцией.

* Санскритское слово кичари произносится как кичри, с придыханием после буквы к и коротким звуком а меджу буквами ч и р. Поэтому иногда его пишут как кхичари, кичири, кхичири, а также кичади. (Прим. ред.)

КИЧАРИ ИЗ ЛУЩЕНОГО МАША (питта) ВмПмКм

На 6 порций:

1 стакан лущеного маша
1 стакан риса басмати
1 1/2 ст. л. свежего имбиря, очищенного и мелко изрезанного
2 ст. л. неподслащенной кокосовой стружки
1 горсть измельченных листьев кинзы
1/2 стакана воды
3 ст. л. гхи
1/2 ч. л. куркумы
1/2 ч. л. соли
6 стаканов воды

Промойте рис и маш дважды. Если есть время, то замочите маш на несколько часов, воду после замачивания слейте.Положите имбирь, кокосовую стружку, листья кинзы и полстакана воды в блендер и смелите до кашицы.Нагрейте гхи на среднем огне в большом сотейнике и добавьте содержимое блендера, куркуму и соль. Все хорошенько перемешайте. Затем смешайте с рисом, машем и влейте 6 стаканов воды. Доведите до кипения. Варите, не закрывая, в течение 5 минут. Затем закройте, оставив кастрюлю слегка приоткрытой. Варите на слабом огне еще 25-30 минут, до тех пор пока дал и рис не станут мягкими.

Это блюдо уравновешивает все три доши, но особенно подходит людям с питта-конституцией. Кинза и кокосовая стружка усиливают охлаждающее действие, что необходимо людям питта-типа.

КИЧАРИ ИЗ ЛУЩЕНОГО МАША (КАПХА) Вм Пм Км

На 4—6 порций:

1 стакан лущеного маша
1 стакан риса басмати
3 ст. л. гхи
4 лавровых листа
4 кусочка коры корицы
4 гвоздики
4 стручка кардамона
6 стаканов воды
1/4 ч. л. соли

Промойте маш и рис дважды. Если у вас есть время, замочите маш на несколько часов, воду после замачивания слейте.Разогрейте в кастрюле гхи на среднем огне. В горячее гхи положите лавровый лист, корицу, гвоздику и кардамон, перемешайте и пассеруйте до появления аромата. Затем добавьте рис, дал, соль и воду. Варите, не закрывая, в течение 5 минут, затем прикройте крышкой и готовьте еще в течение 25—30 минут, пока дал и рис не станут мягкими.

Это кичари подходит всем, но особенно хорошо для людей капха-конституции, так как в рецепте много острых и согревающих специй.

КИЧАРИ из ЛУЩЕНОГО МАША(три доши) ВмПмКм

На 4—5 порций:

1 стакан лущеного маша
1 стакан риса басмати
1 ст. л. очищенного и мелко нарезанного свежего имбиря
2 ст. л. не подслащенной кокосовой стружки
1 горсть свежих листьев кинзы
1/2 стакана воды
3 ст. л. гхи
4 см коры корицы
5 целых стручков кардамона
5 целых гвоздичин
10 горошин черного перца
3 лавровых листа
1/4 ч. л. куркумы
1/4 ч. л. соли
6 стаканов воды

Промойте маш и рис до прозрачной воды. Если есть время, замочите маш на несколько часов, это поможет его перевариванию. Смелите в блендере имбирь, кокосовую стружку, кинзу с 1/2 стакана воды до жидкой кашицы.Положите в большую кастрюлю гхи, разогрейте на среднем огне, добавьте корицу, гвоздику, кардамон, горошины перца и лавровый лист и пассеруйте до появления аромата. Добавьте к специям содержимое блендера, куркуму и соль. Помешивайте и пассеруйте до светло-коричневого цвета. Добавьте маш и рис и хорошенько перемешайте. Влейте 6 стаканов воды, закройте, доведите до кипения и варите 5 минут. Затем уменьшите огонь до минимума. Крышку слегка приоткройте и варите еще около •25—30 минут, пока рис и дал не станут мягкими.

Это кичари полезно для уравновешивания всех трех дош.