• ,

Аюрведа и йога: типы конституции человека

Аюрведа, как и йога, является древней индийской дисциплиной, ведущей свое происхождение от Вед. Аюрведа — это древняя индийская медицина, на санскрите обозначающая «знание жизни», «искусство долголетия». Лечение в аюрведе основывается на комплексном изучении природы человека в целом, его особенностей и взаимосвязи с окружающим миром. Человек, согласно аюрведе, — это уникальное создание, неотделимое по своей сути от вселенной. Все, что есть в человеке, существует и в макромире вокруг него.

Йога, обозначающая на санскрите, «соединение», «единство», являет собой не только путь от физического к духовному, но и единение индивидуального человека и всеобщего начала природы.

Аюрведическая система исцеления ума и духа развивалась параллельно с развитием традиционной йоги. Как и в йоге, в аюрведе охватывается широкий спектр оздоровительных методик, включающий в себя, как программы очищения, траволечение, способ питания, так и физические упражнения, режим и образ жизни. Позы (асаны) йоги часто используют в терапии различных заболеваний, в том числе их рекомендуют для выполнения в лечении в аюрведической традиции.

И йога, и аюрведа описывают подходы и методы, применимые к конкретному человеку, живущему в определенных условиях.

Согласно аюрведе, вселенная формирует пять элементов: эфир (пространство), воздух, огонь, вода и земля. Проявляются эти элементы в виде трех биологических начал, или жизненных энергий (по аюрведе — доши): Вата, Питта и Капха. Эти энергии природы образуют все живое на земле, в том числе определяют своими сочетаниями конституцию человека.

В основе аюрведы как науки исцеления лежит изучение конституции конкретного человека, которая изначально формируется при рождении («пракрити») и изменяется с течением жизни, под воздействием окружающей среды и образа жизни («викрити»). Три доши также проявляются в стихиях природы, временах года и времени суток и оказывают влияние на человека.

Аюрведическая терапия направлена на уравновешивание и гармонизацию этих трех энергий в человеке. Йога-терапия также имеет своей целью сбалансирование и гармонизацию организма в целом, поэтому практика йоги и техника выполнения йога асан должны учитывать индивидуальные особенности и потребности конкретного человека, а также условия, в которых проводится практика.

Три доши: Вата, Питта, Капха.

Вата доша означает ветер (воздух). Это движущая энергетическая сила, побуждающая к движению две другие доши — Питту и Капху. Она управляет движениями чувств и ума, обеспечивает подвижность, изменчивость и адаптацию, отвечает за выражение и разрядку всех импульсов. Действие Ваты в организме проходит в основном через нервную систему. Подобно электрическому току, она «создает»реакции и нервные импульсы. Свойства Ваты — это подвижность, сухость и холодность.

Питта доша — это энергия огня. Питта в организме отвечает за пищеварение, обмен веществ, управляет силой восприятия, отвечает за образование тепла в теле, понимание. Питта «действует»через пищеварительную и кровеносную систему, она обеспечивает организм силой и энергией. Основными характеристиками Питта доши являются тепло, сила и влажность.

Капха доша. Капха — это вода, а вместилищем ее является земля. Капха — это основной элемент в теле человека, которое в основном состоит из воды, заключенной внутри соединительных тканей, кожи и мышц, образованных элементом земли. Эта доша является поддерживающей и сохраняющей силой. Она обеспечивает стабильность, постоянство, ответственна за формирование тканей, крепость суставов, придает устойчивость эмоциональной сфере. Капха действует через системы, обеспечивающие питание тканей, — лимфу и плазму крови. Основными характеристиками Капхи являются тяжесть, маслянистость, устойчивость, холодность.

Так, Вата — это движущая сила, отвечающая за изменчивость, приспособляемость, движение. Питта — это трансформирующая сила, которая дает энергию и позволяет переходить из одного состояния в другое. Капха — это стабильность, она укрепляет, сохраняет и обеспечивает устойчивость.

Переизбыток одной из дош в организме ведет к нарушению равновесия и может вызвать специфические расстройства и заболевания. Избыток Ваты ведет к нестабильности, повышенной нервозности, истощению, слабости, хрупкости суставов, сухости и депрессии. Избыток Питты — к возникновению внутреннего жара, лихорадке, воспалениям, гневу и раздражительности. Избыток Капхи — к увеличению массы тела, тяжести в теле, тяжелом дыхании, малоподвижности и сонливости.

Практика йоги способна поддерживать доши в состоянии равновесия, а также укреплять их для жизнеспособности организма. Асана — это такое физическое упражнение, которое способствует поддержанию баланса дош, она успокаивает Вату, охлаждает Питту и освобождает Капху. Происходит это воздействие, только при правильном выполнении поз йоги, учитывая особенности каждой из дош.

Индивидуальная конституция

В организме человека представлены все три биологические энергии: Вата, Питта и Капха, но одна или две из них обычно преобладают. Реже встречаются люди, у которых преобладает какая-либо одна доша, такую конституцию можно определить как тип Ваты, Питты или Капхи, в соответствии с доминирующей дошей. Чаще встречаются смешанные типы, когда две или три доши присутствуют в одинаковой степени. Существует также и «сбалансированный»тип, у которого все три энергии уравновешены и проявляются одинаково, такие люди практически здоровы, но встречаются достаточно редко. Поэтому, при определении индивидуальной конституции человека необходимо учитывать степень проявления каждой из трех дош, которая может меняться в зависимости от времени года и суток, образа жизни, возраста.

Вот основные проявления дош в организме человека.

Вата. Люди типа Вата склонны к худому телосложению, тело плохо развито, рост высокий или низкий, могут наблюдаться выраженные асимметрии в строении лица или тела. Кожа этого типа сухая, тонкая, склонна к шершавости и потрескиванию. Кровообращение плохое, выступающие вены и малое количество подкожного жира. Люди этого типа чувствительны к ветру, холоду и сухой погоде.

В эмоциональном плане люди типа Вата неустойчивы, склонны к переменам настроения, эмоционально чувствительны, подвержены беспокойству. Также этот тип характеризуется повышенной активностью и творческим потенциалом.

В практике йоги люди типа Вата склонны к активным и динамичным занятиям, могут увлекаться чрезмерным выполнением асан.

Питта. Тип Питта характеризуется средним ростом и телосложением, умеренным весом с хорошо развитыми мышцами. У них всегда теплая кожа, руки и ноги. У людей этого типа повышенный аппетит и хорошо функционирующее пищеварение. Они чувствительны к жаре и влажности.

В эмоциональной сфере типа Питта преобладает раздражительность, гнев, агрессия, при этом они характеризуются сильной волей, сосредоточенностью и решимостью.

Практика этого типа сосредоточенная и медитативная, они склонны больше к развитию силы и умственному развитию.

Капха. Люди типа Капха обычно невысоки ростом, имеют крепкое, хорошо развитое тело. У них плотная, влажная кожа, крупные кисти рук и ступни, крупные черты лица. Этот тип людей больше других склонен к полноте. Капха-типы чувствительны к влажному и холодному климату.

В психологическом плане Капха устойчивы, постоянны, склонны к привязанностям и стабильности. Они не любят смену мест и окружения, им трудно расставаться.

В занятиях йогой люди типа Капха могут быть упорными и стабильными в практике, только если у них будет понимание пользы от нее (например, пользы для здоровья).

Как и в аюрведической терапии, проявления трех дош следует учитывать при построении индивидуальной практики йоги, не только при выборе асан, но и в технике их выполнения.

Практика типа Вата должна быть медленная, со статическим удержанием поз, выполнением асан, направленных на баланс, равновесие и силу. Люди типа Вата должны выполнять асаны медленно и осознанно, стараясь достичь не наибольшей амплитуды выполнения, а наибольшего удержания позы. Признаками хорошей практики этого типа будут формирование устойчивости, укрепление мышц и суставов, развитие баланса и эмоционального равновесия.

Практика типа Питта должна быть более спокойной и расслабленной. Им рекомендуется выполнение асан в стиле «виньяса», без долгого удержания в одной позе, сопровождаемое глубоким расслабляющим дыханием, что позволит снять излишнее напряжение в теле. Выполнение асан для типа Питта должно протекать без усилий, путем расслабления и концентрации. Для этого типа очень эффективны все расслабляющие и успокаивающие позы, такие, как наклоны вперед, которые можно удерживать длительно. Признаком хорошей практики для Питты будет чувство покоя и прохлады и, как следствие, уменьшение воспалений и раздражительности.

Практика йоги типа Капха должна быть активной и динамичной. Людям типа Капха рекомендуется практиковать энергичные последовательности асан и виньяс (динамическая последовательность движений между позами), постоянно находясь в движении. Наиболее полезны для них: выполнение последовательностей «сурья намаскар» (приветствие солнцу), позы стоя, перевернутые позы. При избыточном весе вначале необходимо укрепить ноги, руки и плечи, а затем уже приступать к стойкам на голове, руках и плечах. Правильная практика йоги для типа Капха характеризуется ощущением большей легкости, снижением веса тела, уменьшением застойных явлений, удалением избытка жидкости из тела.

Эти общие рекомендации можно использовать как в индивидуальной практике йоги, так и в групповых занятиях, делая акцент на способе выполнения асан. Необходимо помнить, что каждый человек уникален, и в медицине, и в практике йоги, обязательно учитывать индивидуальные особенности организма и его состояние в настоящий момент.
  • +3

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.