Аюрведа и Вкус

В Аюрведе вкус является одной из главных характеристик любого продукта. И если продукт не ядовит, то мы всегда можем его попробовать и составить представление о его
действии на доши и Агни.

Вкусов всего шесть:
сладкий, кислый, острый, горький, соленый, вяжущий.
Разберем их по порядку.

Итак, сладкий вкус.

Дает силу, утоляет голод, увеличивает Оджас, увеличивает количество грудного молока, сращивает переломы, помогает при выпадении волос.

Увеличивает Капху, балансирует Питту, немного уменьшает Вату.

Если сладкого вкуса в пище слишком много, то это может привести к увеличению слизи, диспепсии, раку, увеличению лимфоузлов и т.п.

Сладкий вкус особенно полезен детям, женщинам, пожилым, после физических нагрузок.

Кислый вкус.

Разжигает Агни, очищает от токсинов, разжижает кровь, положительно действует на органы чувств, улучшает пищеварение, расслабляет, нормализует кровяное давление,
улучшает деятельность сердца.

Увеличивает Капху, увеличивает Питту, уменьшает и опускает вниз Вату.

Если в пище слишком много кислого вкуса, то это может приводить к кровотечениям, икоте, пожелтению кожи, язвам, жажде, быстрой утомляемости, повышению температуры тела.

Соленый вкус.

Способствует пищеварению, порождает жажду и голод, задерживает воду в теле, очищает энергетические каналы от Амы.

Увеличивает Капху, увеличивает Питту, уменьшает Вату.

Злоупотребление соленым вкусом может приводить к раннему выпадению волос, дряблости кожи, жажде, кожным болезням, потере сил, отравлению организма.

Тем не менее, начинать прием пищи Аюрведа рекомендует именно с соленого и кислого вкусов, так как их смесь очищает язык и способствует улучшению восприятия других
вкусов.

Острый вкус.

Способствует пищеварению, очищает кровь, убивает микробы, возбуждает аппетит, согревает организм, лечит болезни дыхательной системы, лечит аллергию, лечит болезни кожи, убирает слизь, улучшает работу желудочно-кишечного тракта.

Увеличивает Питту, увеличивает Вату, уменьшает Капху.

Если острого вкуса в пище слишком много, то это может приводить к нарушению образования семени, потере сил, потере сознания, тремору, болям в теле, язвам.

Горький вкус.

Противовоспалительный, глистогонный, очищает кровь от Амы, противоядие, снижает вес, очищает кожу и лечит кожные болезни, снижает жар, выводит соли и шлаки вне
зависимости от глубины их залегания, очищает грудное молоко.

Увеличивает Вату, уменьшает и уравновешивает Питту и Капху.

Чрезмерное потребление горького вкуса может приводить к болезням Ваты, нарушениям образования семи тканей.

Вяжущий вкус.

Тяжело переваривается, останавливает понос, заживляет раны, лечит язвы, лечит кожные болезни, усиливает свертываемость крови, задерживает воду.

Увеличивает Вату, уменьшает Питту, уменьшает Капху.

Преобладание в пище вяжущего вкуса может приводить к нарушениям переваривания пищи, засорению энергетических каналов, запорам, болям в теле, жажде, волнениям, дрожанию конечностей, дисбалансам Ваты.

Кроме вкуса Аюрведа оперирует еще такими понятиями, как послевкус и потенция. Их тоже легко вывести из знания первичного вкуса.

Послевкус (на санскрите — випак) бывает трех видов:
сладкий, острый и кислый. После переваривания соленый и сладкий вкусы превращаются в сладкий послевкус; острый, горький и вяжущий вкусы превращаются в острый послевкус; а кислый вкус так и остается кислым. Послевкус часто более важен, чем сам вкус, так как именно послевкус оказывает непосредственное действие на организм.
Поэтому, подбирая пищу и травы, полезно знать, какой послевкус будет преобладать в организме после их потребления.

Например, пища состоит из блюд с преобладанием горького и вяжущего вкуса. Это значит, что в итоге в организме будет превалировать острый вкус. Это будет полезно для
человека с дисбалансом Капхи, но для людей типов Питта и Вата может иметь негативные последствия.

Потенция (на санскрите — вирья) — это способность пищи и трав охлаждать или согревать организм. Вирья тоже легко выводится из первичного вкуса: кислый, соленый и острый вкусы согревают организм, а сладкий, горький и вяжущий его охлаждают.

Это тоже полезное знание. Например, после переохлаждения зимой можно быстро согреть организм кислым, соленым или острым вкусом (особенно острым), а после пребывания под палящим Солнцем полезно что-нибудь охлаждающее сладкого,
горького или вяжущего вкуса.

Таким образом, зная вкус пищи или лекарственного растения, можно определить, что именно будет полезно конкретному человеку, исходя из его конституции и имеющихся дисбалансов.
  • +2

  • 1

2 комментария

irishsh
Чтобы удовлетворять вашим потребностям и дарить здоровье, пища должна соответствовать вашему образу жизни. Это чрезвычайно трудно — жить в дисгармонии с самим собой: ведь ни один аспект вашего существования не гармонирует с выбранной диетой. Придется отказаться от одного или от другого. Чаще всего отказываются от диет. Поэтому, прежде всего, выберите принцип питания, гармонирующий с вашим образом жизни. Хорошим примером, объясняющим этот принцип, приведу ниже: меню монастыря или последователя одной из духовных традиций существенно отличается, например, от меню водителя грузовика. Если водитель позаимствует такую диету, то может испытывать постоянное чувство голода. В то же время, если ему посчастливится провести месяц с монахами-отшельниками, вряд ли ему самому захочется в их компании поглощать гамбургеры и чипсы, такая еда в скором времени вызовет у него отвращение из-за смены образа жизни.

К счастью, такой простой инструмент, как удовольствие, доставляемое каждым кусочком пищи, помогает разрешить все вопросы о выборе продуктов и диеты. Единственным авторитетом, заслуживающим внимания, является наше тело. Оно разумно, но чтобы воспользоваться его мудростью, необходимо научиться слушать его.

Основной принцип йоги питания предельно прост: нужно почувствовать поглощение каждого кусочка пищи и насладиться им. Проглатывать пищу, не ощутив вкуса и не пережевав ее, как следует, — все равно, что выдыхать воздух, который не успели толком вдохнуть. Несмотря на все достоинства, само по себе длительное пережевывание не должно становиться целью. Иначе мы превращаем питание в повинность, в дисциплинарную меру.

Прием пищи — особое, даже священное время, когда человек очень восприимчив к происходящему. Не нужно есть по привычке или за компанию, если вы не голодны. Не нужно есть поспешно, второпях.

Пока мы едим, наш организм настроен на потребление энергии из окружающего мира. Физические и эмоциональные обстоятельства процесса питания вносят в эту атмосферу свой вклад — настолько значительный, что влияют на состояние души питающегося человека. Если во время еды ваше внимание отвлечено, можно сказать, что вы едите вовсе не пищу. Если во время еды вы читаете, можно сказать, что вы едите слова, если вы смотрите телевизор — то вы едите телепередачу. Если вы едите, когда злитесь, то можно сказать, что вы едите злость. Помимо совокупности таких питательных веществ, как белки, углеводы, витамины и т.п. пища имеет духовную и эстетическую составляющие. Запахи и оттенки вкуса сами по себе не менее важны, чем белки и витамины. В результате дефицита эстетической составляющей организм требует больше пищи с ярко выраженным вкусом. Мы переедаем не потому, что нам нравится еда, а потому, что она доставляет нам недостаточно удовольствия. Привычка наслаждаться каждым кусочком еды окажет кардинальное воздействие: обычная порция покажется вам огромной. Возможно, вы станете меньше есть, причем безо всяких усилий воли. И точно также будете выбирать более здоровую пищу и предпочитать именно ее.

Порой, прислушиваясь к своему организму, мы слышим от него призывы не питаться, а поститься. Для организма является естественной смена циклов наращивания и очищения. На пищеварение затрачиваются значительные ресурсы, расходуется энергия; когда мы престаем питаться, эта энергия используется для очищения. Организм внезапно начинает отвергать еду, чаще посредством плохого аппетита, реже — рвотой. Доверьтесь телу, каким бы долгим это состояние не было. Поверьте телу, когда болезнь отбивает аппетит, так как еще со времен Гиппократа известно, что пост ускоряет исцеление многих болезней. Желание поголодать может возникнуть и при занятиях духовными практиками. А иногда просто, без всякой причины не хочется есть. Не идите на поводу у привычки — не хочется, не ешьте.

термообработка убивает энзимы, понижает количество и усвояемость белков, витаминов и минералов, термообработка не только убивает витамины, но и образует акриламид.
Свежие, зрелые фрукты, овощи, зелень и прочие продукты, имеют полный, изначальный состав питательных веществ, которые покрывают нужды человека. То что продают в магазинах города — это совсем другие продукты!!! Их гибридизируют, выращивают с помощью пестицидов, гербицидов, фунгицидов и прочих цидов; их срывают незрелыми, хранят в холодильных камерах, обрабатывают химией, облучают и Бог знает что еще делают; и то яблоко, которое вы покупаете в магазине — это совсем не то яблоко, которое вы сорвали на природе. Следить за рационом и балансировать его по витаминам и минералам не естественно, я согласен, но ведь употреблять продукты такого низкого качества тоже неестественно!
… подалее от шоссе надо выбраться и искать подорожник, одуван, мокрицу, сныть, крапиву, лебеду. Одуван в небольшом количестве — нормально идет, очень хорошо для печени. Мокрица- как салат на вкус, вполне сносный нежный вкус, впрочем и лебеда ничего. В блендере все смешивается, и имеет однородный травянистый вкус… коктейли, как у Бутенко (немного зелени и фрукты, которые вкус улучшают), много, грамм до 200 зелени и какой-то овощ- морковь, свекла, пророщенная чечевица, которые вкус нейтрализуют. Впрочем, я отношусь к этому, как к лечебной еде и на изысканный вкус не претендую. Такие супы реально от блюдомании излечивают, так как отвязывают от привычки от еды ожидать вкусового удовлетворения. Короче, еда в стиле поздней Анн Вигмор, которая ела только для того, чтоб пополнить ресурсы организма и не заморачивалась вкусом.
Бутенко пишет, что в каждой траве есть свой набор аминокислот, и если брать разные травы, то можно получить все аминокислоты. Я стараюсь есть 2 таких супчика в день. На огород практически забила :)
Думаю, городскому жителю можно раз в неделю выезжать и собирать зелени килограммчик и съедать потом за 2-3 дня.
Я думаю, что Веды не предполагали что коров будут содержать в концлагере :). Быть такого не может, это примерно как «Бог не предполагал...». Скорее дело в том, в каком виде мы все эти знания получили.
Думаю, наша собственная сознательность имеет большое значение, и мы должны понимать, какое молоко пьем, если коров содержат в концлагерях.
Кроме того, сычужный фермент сейчас пихают, куда угодно. При изготовлении зерненого творога также используют сычуг. И даже в обычном твороге иногда заменяют микроорганизмы сычугом, чтобы не так быстро портился.
Со сливочным маслом давно завязала, потому что у него всегда привкус маргарина и еще не понять чего. Это есть просто противно.
А счастливые коровы наверное есть в Индии, но это очень далеко )))

комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.