• ,

Асаны йоги, в чем смысл, и как делать чтобы они работали

Асаны

Асаны, в настоящее время, являются наиболее популярными упражнениями йоги. У многих людей слово йога вообще ассоциируется только с принятием различных экзотических поз. Тысячи людей практикуют эти упражнения. Издано множество эзотерической литературы, где эти упражнения подробно описаны.
Считается, что асаны дают здоровье, делают тело совершенным, и пробуждают скрытую внутреннюю энергию.
Но, увы, приходя на занятия в клубы и центры йоги такого результата практически (допустим, что существуют неизвестные нам исключения) никто не получает. Результатом практики асан в большинстве случаев может быть:

• Снятие нервного и мышечного напряжения;
• Улучшение растяжки и подвижности;
• Очень редко у отдельных талантливых (или удачливых) людей получается именно то, о чем говорят тексты по йоге;
• А иногда в результате практики по какой-нибудь «аутентичной и единственно верной системе» приобретается боль в суставах и позвоночнике.

Почему же так происходит? Где обещанные чудеса? И как сделать, чтобы получалось у всех? Попробуем разобраться, как следует выполнять асаныы, чтобы получить именно тот эффект, о котором говорят классические тексты.

Вот, что говорят о йогических асанах первоисточники, тексты на санскрите переведенные на русский язык:
В «Хатха-йоге» на первом месте — Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу. (Хатха йога прадипика)

Асана есть неподвижная и удобная [поза].
При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей. (йога-сутра Патанджали)

Другие тексты о йоге упоминают не более этого, ограничиваясь простым перечислением самих поз и упоминанием их эффектов.
Отечественные и западные популяризаторы йоги пытаются классифицировать асаны по группам и категориям. Например:

• стоячие — сидячие — лежа;
• наклон — прогиб – скрутка — перевернутые;
• силовые — динамические — медитативные;
• активизирующие — успокаивающие.

Есть и другие попытки классификаций. Это, несомненно, полезно, если подходить к упражнениям йоги с позиций оздоровления и спорта. Но надо заметить, что в классических индийских текстах на санскрите ничего подобного не встречается. Поэтому и мы в этом коротком исследовании этого делать не будем. И вообще не будем ничего изобретать. Начинаем.
Определение: Асана (санскрит) — сидение, пребывание, место (для сидения), поза тела (у йогов), позиция (воен.). Из словаря В.А. Кочергиной.

Еще раз процитирую Патанджали:
Асана есть неподвижная и удобная [поза].
При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.


Сказанного более чем достаточно. Только поясним фразу «прекращается воздействие парных противоположностей». Проще говоря — это конфликт, или «воздействие парной противоположности». Поскольку речь идет о телесной практике, то человек перестает подвергаться действию внешнего конфликта, или говоря современным языком — стресса. А на телесном уровне стресс — это нефункциональное, лишнее мышечное напряжение, выполняющее функцию компенсации (например, напряжение мышц диафрагмы компенсирует неправильное положение позвоночника)

Так как на человека действуют парные противоположности. Что за парные противоположности?
Это сила гравитации и сила реакции опоры. Сила гравитации, небесная сила, приложена одновременно ко всем точкам человеческого тела. Сила реакции опоры приложена только к точке контакта тела с поверхностью земли. И если тело правильно центрировано и расслаблено, то силы реакции опоры (поток энергии земли, кундалини) беспрепятственно проходит вверх и две силы полностью скомпенсированы. Это асана. Если тело не сбалансировано и в нем есть неоднородные напряжения, то сила реакции опоры деформирует тело. И как результат – дополнительные мышечные напряжения, препятствующие деформации. Это замкнутый порочный круг. Представьте себе колесо с осью не в центре, а где- нибудь сбоку. Примерно так как движется это колесо движется человек с напряжениями в теле. Асана – особое положение тела, которое правильным образом выстраивает его, беспрепятственно проводя силу реакции опоры вверх.

Вывод: Если человек находится не в состоянии асаны, то в его теле возникает напряжение, которое возникает как компенсация неправильной позы. В состоянии асаны Все силы в теле уравновешены, нефункциональное напряжение исчезает и человек ощущает покой и прилив сил. Организм восстанавливается. Вот и все об асанах.
  • +3

  • 0

4 комментария

trespassed
Действительно, в наше время любят все усложнять и классифицировать. А еще чем больше система обещает, тем лучше она продается. А " силы в теле уравновешены, нефункциональное напряжение исчезает и человек ощущает покой и прилив сил" является не самой лучшей рекламой. Вот недавно наткнулась:

Благодаря пониманию как работает асана «на тонких планах», как выстраивать геометрию тела чтобы корректно воздействовать на энергетические структуры человека, как выстраивать асану по векторному направлению силовых линий Земли, эта практика оказывает глубинное и мощное воздействие. ©
А как красиво звучит =))) Вот, и к этому «гуру» придет на семинар больше народа, а следовательно и больше денег.

И сегодня уже особо никто не обращает внимание, что хатха йога не цель, а нужна лишь для подготовки тела к пранаяме и медитациям
dada-priyatosh
Соглашусь с комментарием. Асана это — Стхира сукхам асанам (санскр.) — Поза, удобная для тела. Асаны и пранаяма являются садханангой — вспомогательной интуитивной практикой. Основной же практикой йоги (садханой) является концентрация, Ишвара Пранидхана или медитация на Высшее.
Saponin
Спасибо, для меня это было полезно, немного освежило восприятие асан и йоги вообще.
Rauki
Для повышения эффективности практики можно входить в следующее состояние.
После принятия асаны я сосредотачиваюсь на ощущениях от тела, охватываю все тело вниманием. Затем выделяю энергетический аспект тела, т.е. ощущение энергии тела, насколько оно ею наполнено. После этого я сосредотачиваюсь на ощущениях от сознания, охватываю его вниманием и выделяю его силовой аспект, т.е. насколько оно сильное и способное к волеизъявлению. Затем соединяю ощущения от тела и сознания в одно целое, так чтобы они воспринимались как единый объект. При освоении упражнения энергетический и силой аспект можно не выделять, а просто соединять общие ощущения от тела и сознания. После того как тело и сознание сливаются и становятся одним целым телом-сознанием, я перевожу внимание в окружающее пространство и сосредотачиваюсь на ощущениях от мира в теле и энергетическом аспекте мира. После этого я сосредотачиваюсь на ощущениях от мира в сознании и силовом аспекте мира. Затем я сливаю ощущения от мира в одно целое, как делал это с телом и сознанием. И в завершении я сливаю в одно целое ощущение тела-сознания и ощущения от мира. В результате я вижу себя и мир в едином взаимодействии и могу отследить все аспекты работы асаны в целом, и добиться максимальной эффективности от практики. Данное состояние я стараюсь не терять в течение всей тренировки. Если оно теряется во время динамического перехода, то, после принятия следующей асаны, я его восстанавливаю. Естественно это лучше получается, когда ум безмолвствует и не оттягивает на болтовню внимание.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.