100 часов наедине с собой. Медитация Випассана.


Не так давно я писал о том, что такое медитация Випассана и намерении посетить десятидневный курс. Все получилось, я прошел этот курс, и как обещал предоставляю отчет.

Курс как я говорил ранее проходил с 1 по 12 сентября на территории санатория Березка, недалеко от города Ковров (Владимирской области). Добираться до места проведения курса можно было как самостоятельно, так и на автобусе, предоставленным организаторами. Выехав 1 числа из Москвы ориентировочно в 10 часов утра, мы уже к 3 часам дня были на месте.

Санаторий Березка это отдельная тема. Лагерь времен СССР, с пионерско-патриотической мозаикой, обветшавшими деревянными домиками, заброшенным летним бассейном, котельней с высокой трубой «освенцим», столовкой из глубокого детства и прочими прелестями. Сначала я испытал легкий дискомфорт, но быстро адаптировался, так как приехал медитировать и условия проживания не сильно волновали, но тем не менее, для себя я это отметил. В силу того что курс позиционируется как бесплатный, на пожертвования, то конечно претензий к организаторам по условиям проживания у меня нет и быть не может.

Как только мы прибыли. Нам предложили пройти регистрацию. Она заключалась в том. что нужно заполнить анкету со своими данными. В анкете указываешь паспортные данные, телефон, данные о здоровье, телефон родственников (если вдруг с катушек съедешь), виды наркотиков какие употреблял и прочие формальности.

Следующий этап плавного покидания мирской жизни, эта глобальная сдача ценностей. Телефон, документы, ключи, деньги, цепочки, книги, кольца, перстни, ноутбуки, ароматические палочки, иконы….в общем все-все-все. Приятная девушка-служащий при мне упаковала все мои ценности (паспорт, бумажник, телефон, ключи) в черный пакет, наклеила номерок, и я стал материально свободен.

С оставшимися у меня личными вещами я пошел искать свое место жительства на ближайшие десять дней. Вся территория курса не очень большая, обойти средним шагом можно за минут 10-15. Женщины жили в приличном двух этажном корпусе, а мужские три блока, стояли за женским, два вместе и третий чуть дальше. Я быстро нашел свой корпус, свою комнату и свою кровать, внешний вид на 3+, но жить можно. У меня в комнате было 6 мест, но я был первым и еще не знал кого же со мной поселят. И вообще в тот момент об этом особо не думал. Даже и не помню о чем думал в тот момент.

Я быстро раскинул все свои вещи, застелил кровать и устроил минимальный быт на своем «квадратном метре». Так как я приехал с девушкой и товарищем, пошел искать их чтобы погулять еще пару часов вместе перед тем как всем запретят говорить. Они как и я уже сделали все свои дела первой необходимости и мы начали планомерно тупить и изучать лагерь, на это хватило пол часа. После этого пошли смотреть на остальных приезжающих «студентов».

Народ достаточно разношерстный. Хиппи прошедшие Гоа, Крым, Утриш и подобные места, дредастые и другие представители различных субкультур, представители офисных слоев общества, творческая интеллигенция, взрослые люди 40-70 лет, обеспеченные дяди и тети на дорогих автомобилях. Это свидетельствовало только о том, что все без исключения страдают и все хотят найти способ от этих страданий избавиться.
Когда большая часть людей прибыла, объявили о вводной лекции. Рассказали о Учителе Гоенко и показали его фото. Сказали что он очень старенький, 1924 года рождения, и занятой, так что лекции будут даваться в записи на аудио, но будет присутствовать Помощник Учителя, компетентный человек, он будет консультировать и помогать по возникшим вопросам. У нас был немец Йогран лет 50. У него двадцати или тридцатилетний стаж медитации. А к слову для того что бы стать Помощником Учителя «летных» медитативных часов и ретриров нужно много.
Потом рассказали о правилах, что нельзя контактировать с другими студентами, покидать территорию курса, курить, пить. Рассказали о расписании, подъем в 4-30, отбой в 21-30, о 11 часах медитации ежедневно и прочих прелестях. Все это можно посмотреть вот тут www.dhamma.org/ru/code.shtml

Первая медитация.
Не знаю как у других студентов, но у меня первое медитативное утро началось весело. Я его проспал. Сплю я достаточно крепко и еще дома все спрашивал у девушки (она уже была на випассане), как они будят, не просплю? Она рассказывала, что будят гонгом, и он такой громкий что его слышно из далека. Но то ли я крепко спал, то ли гонг был в то утро тихий, но проснувшись я увидел что все кровати пусты и в комнате светло, значит явно не 4 утра. Я всполошившись побежал по другим комнатам корпуса и все они оказались пустыми. Обеспокоенный тем что проспал, пошел в комнату менеджера курса, и к счастью один из них там был. Я его разбудил. С виноватым видом сказал, что проспал и что меня не разбудили, он сказал не парься и иди в медитационный зал. Но так как до завтрака оставалось 20 минут и большую часть медитации я проспал, решил что не буду на первую медитацию заходить в качестве опоздавшего. Как оказалось в дальнейшем утренние двухчасовые медитации можно проводить самостоятельно в комнате.
В первые три дня давали Анапану. В первый день нужно было просто наблюдать за своим дыханием, не меняя его просто наблюдать, вдох-выдох. Второй день внимание на треугольную область в районе носа, осознавать ощущения в этой области, если они есть. В третий день внимание направлять на маленький треугольник между ноздрями и верхней губой. Все эти упражнения нужны для улучшения концентрации, для «заточки» ума.
Хочу с уверенностью подтвердить своим опытом, что к третьему дню за часовую медитацию отвлечений и «вылетов» стало 3-5, а в первый день я через каждые 10 вдохов вылетал в свои мысли. Еще для меня эти три дня были трудным адаптационным периодом к новому распорядку, а так же к 11 часам медитации, с короткими перерывами на еду и отдых.

Кстати еда очень вкусная, вегетарианская с выбором блюд. Был стол для сыроедов, я его облюбовал и проникся проросшими злаками, по утрам их добавлял в кашу. Но в первые два дня переедал и медитировать было тяжело. Поэтому на третий ел чуть-чуть и сразу ощутил разницу, медитировать стало гораздо легче, а чувства голода сильного не появилось.

Очень интересно замечать и сравнивать свои реакции и реакции людей на протяжении всего курса. В первые дни все еще смотрят по залу друг за другом, легко отвлекаются, ходят быстро по территории и всячески направлены во вне. После половины курса картина меняется кардинальным образом.
Еще очень интересное наблюдение я сделал в третий день перед сном. Когда закрыл глаза вдруг осознал что автоматически начал медитировать. С одной стороны это было здорово, но с другой стороны я встревожился. Начал размышлять о рефлексах, вспомнил собаку Павлова. Возникли параноидальные мысли, что всех людей в таком состоянии легко зазомбировать и ими повелевать. Потом решил расслабиться и будь что будет, много кто приезжал и все возвращались нормальные. Верней почти нормальные))).

По хорошему все эти три дня были вводными. Цель этих дней как я говорил ранее, ввести человека глубже в самого себя, научить ум работать более эффективно и обуздать его прыть.
И вот на четвертый день начинается Випассана. Я был в предвкушении того, что наконец будет дана секретная и мощная техника медитации. И рассчитывал, что вот с сегодняшнего дня начнется мое просветление. И будут потом писать в святых книгах. И пошел он на четвертый день по пути Будды и на десятый день светлый поток накрыл его и растворился он в нем))) И тогда на одного просветленного стало больше. Ом-Аминь)))
Но на четвертый день Гоенко сказал что в «нашей игре» появляется новое правило. Адхиттана, медитация твердого намерения. А это означало что три часовые медитации в день нужно сидеть неподвижно. И вот тут у меня было первое просветление).

Продолжение статьи в комментариях
  • +3

  • 1

10 комментариев

mysticspot
Адхиттана.
И вот она первая адхиттана. Я настроился. Принял твердое решение, что не буду двигаться. Стал себя заверять, что мое намерение это гранит. И был готов встретиться со всеми трудностями. В конце концов, я регулярно занимаюсь йогой и мое тело более готово чем например тело вон той бабушки шестидесяти лет которая сидит в женской части зала на рядов 4 впереди меня. Медитация началась. Первые минут 15 я просидел отлично, уделяя все время практике. Потом ноги начали чуть-чуть неметь и поднывать, я стал ловить себя на том, что внимание все больше привязывается к ощущениям в ногах и в спине, которая тоже начала давать о себе знать. А потом я уже потерял приблизительный счет времени. И с каждой секундой ноги становились тяжелей, они были по тонне каждая, они горели, щипали. В спине возникли покалывания, постреливания. Я начал в мыслях крыть всех матом, девушку за то, что меня сюда привезла, ситуацию что позволила мне тут оказаться и вообще всех и вся. Я хотел вскочить и выругаться на весь зал. Я не понимал, как можно спокойно наблюдать в такой ситуации за ощущениями и не реагировать на них и быть беспристрастным, когда адская боль выносит мне мозг. И самое противное, что в зале еще никто не шевельнулся. Возле меня многие сопели, тяжело дышали но пока что НИКТО не сделал ни единого слышимого движения. Я уже ждал когда кто-то шевельнется что бы не быть первым. Тут кто-то не выдержал и сделал это первое движение. И оказалось, что таких страждущих как я было человек десять в мужской половине зала, после первого движения прокатился шум, большая часть новичков стали шевелиться и менять позы. Но подвох как я узнал НА СОБСТВЕННОМ опыте заключался в том, что если ты сделаешь первое движение ум начинает так хитро работать, что все тело начинает болеть сильней сразу после этого движения и вся оставшаяся адхиттана обречена на шевеления и смену позы. В этот момент когда я сделал первое движение, которое не хотел делать, я так же открыл глаза, чего тоже не рекомендуется, и увидел что все впереди меня сидят и не двигаются. Еще в этот момент так получилось, что Помощник учителя смотрел в мою сторону. Я сразу представил весь зал вид со стороны, все сидят как статуи Будды, только я с открытыми глазами и Помощник Учителя смотрит на меня. В оставшееся время я просидел в расстроенных чувствах что лажанулся. Вечером была лекция, где давали наставления насчет боли, часа без движения и вообще о том, что если не акцентировать внимание на боли а точнее «грубых ощущениях» они растворятся. И мне стало легче. Я знал, что завтра у меня будет хоть какое-то оружие и я выйду в новое сражение с самим собой более подготовленным.

Еще одно интересное наблюдение, что до введения адхиттаны все относятся к позе в которой сидят равнодушно. Но после первого опыта часа без движения, начались забавные изменения. Среди новых студентов началось массовое «витье гнезд». Началась повальная миграция в медитационный зал вспомогательных, мягких средств в виде оделял, пенок, дополнительных подушечек и всякого хлама. Конечно, все это выглядит прилично, но общий вид зала и картины уже меняется. Я тоже принес себе парочку одеял и активно стал использовать плед, который привез с собой. В первые дни я сидел в Падмасане (поза лотоса), но уже тогда понял что больше 15 минут сидеть тяжело и мне нужно еще раскрывать таз и работать с телом для того что бы сидеть в ней комфортно. На третий день я сидел в Сиддхасане, но после адхиттаны стал понимать, что и она для меня тяжела по каким-то странным и не понятным на тот момент для меня причинам. Я стал в вспоминать какие из асан подходят для медитации и очень просты. Решил использовать Ваджрасану. Вечером посидев комнате 20 минут я решил, что с одеялами и ваджрасаной я завтра отсижу час. Мыслей о том, что в этот час нужно еще и медитировать, у меня на тот момент не было. Ум работал только в одном направлении просидеть час. Вообще конечно вспоминать все это сейчас очень забавно.
На следующий день началось все тоже самое. Опять стало больно, и когда этот момент наступил я решил размышлять. Пришел к выводу, что дело не в асане и не в одеалах и вообще не во вне. Это кстати говорили много раз и Гоенко и Помощник Учителя, но только в этот момент я пережил весь смысл этих наставлений. Я вспомнил самые худшие моменты своей жизни, всплыл детский поход к стоматологу когда зуб пилили почти без наркоза (на то были причины). И подумал, что тогда ведь было больней. Принял решение, что пусть будет что будет, лучше упаду без сознания от болевого шока но не двинусь и не шевельнусь. В тот момент я вышел на тот пик болевых ощущений которые были вчера, но я не двигался, прост сидел и ощущал как все болело. Я пытался медитировать, но все внимание было в спине и ногах. Пробовал кусать губу и язык))) Не помогало только появлялся новый очаг боли. Радовало только то, что я все еще сижу. В какой-то момент я в очередной раз пытаясь выполнять анапану, глубоко расслабился, ощутил и осознал дыхание, и ощутил что появилась странная немота в теле, это тоже было не приятное (грубое) ощущение но это была не боль. Как только я это осознал, внимание пошло на болевые участки, и боль резко вернулась с той же силой или даже сильней. Начал петь Гоенко, это означало что медитация скоро закончится. Но я был рад тому, что произошел сдвиг в практике. Это внушало оптимизм и еще большее желание медитировать.
Rauki
А мне труднее всего было сохранить спокойствие и не дергаться, когда пропадало ощущение тела. Обычно ум привязан к ощущениям тела, а когда тело не чувствуешь, то ум, словно теряет опору и начинает метаться, не зная за что ухватиться. Если не пошевелиться, то ум ухватится за ощущение себя, как личности. Со временем пропадает и ощущение себя как личности. Ум вновь начинает паниковать и хватается за последнее, что у него остается – ощущение собственного бытия, я есть. А когда пропадает и оно, происходит провал в небытие, небытие ума. Он ничего не помнит об этих мгновениях, будто проваливается в глубокий сон. Если проделать это с полной осознанностью, то даже до ума доходит все его ограниченность, как процесса мозговой активности. И он лишается всех своих иллюзий: о собственном бессмертии, важности, непогрешимости видения мира и т.д. и т.п. И уже не заявляет о себе, как о главном действующем лице. ))
mysticspot
Маленькое отступление насчет пения Гоенко в конце лекций. Люди которые не были на выпассане, меня навряд ли поймут, но те кто был, поймут точно. В конце каждой лекции Гоекно поет мантры, для позитивных вибраций, как я понял. Но так как все сидят с закрытыми глазами, время мало кто может считать точно, и вообще ощущать его это время. Поэтому пение это знак, что скоро закончится медитация. В первую половину курса для меня медитация не была приятным занятием, а была тяжелой работой и даже мучением. Поэтому слышав пение я радовался. Как потом выяснилось не я один этому радовался, и сам Гоенко в одной из лекций тоже это упоминал. Но во время часовой медитации без движения это пение и вообще этот момент становился слаще и приятней в миллион раз. Я даже стал на слух определять, когда Помощник Учитель открывал СД диск, на пятый день к вечеру я этот звук мог отличить из тысячи других. Конечно, это все порождало новые привязки и влечения но это все я уже понял позже, а на тот момент, этот щелчок кнопки был для меня звонком на перемену и я его каждый раз ждал с нетерпением.
На следующую адхиттану я пришел спокойный и уверенный что сейчас все получится. И действительно получилось. Все было как в начале боль, которая усиливалась, потом пришло онемение, покалывания, я старался на это не реагировать, не включаться, все это было для меня фоном. Я начал выполнять наставления по випассане и все получалось, боль то приходила, то уходила. Она уже не была болью, она превратилась в ощущения. Не могу сказать, что я вышел на уровень когда хорошие и плохие ощущения есть просто ощущения, но то что я стал меньше на них реагировать это факт. Для меня это была маленькая внутренняя победа. В дальнейшем уже все медитации я старался не двигаться и почти всегда это удавалось.

mysticspot
Випассана.
Два с половиной тысячелетия назад Будда открыл, что наш бессознательный ум постоянно реагирует на тонкие ощущения в теле и порождает реакции влечения к приятным ощущениям и реакции отвращения к неприятным. Ощущения в свою очередь порождаются впечатлениями – зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, осязательными, а также мыслями. Когда реакции влечения и отвращения повторяются много раз, они порождают привязанности, или санкары, от которых очень сложно избавиться. Так как этот процесс остается скрытым от нашего сознательного ума, мы становимся пленниками санкар и всю жизнь поступаем механистически, гонимся за определенными удовольствиями, бежим от страдания, не в силах управлять этим процессом. В большинстве случаев мы реагируем на ситуацию слепо, повинуясь бессознательному импульсу, и потому часто “наступаем на одни и те же грабли”. Санкары порождают страдания. Чтобы избавиться от страданий, нужно искоренить все санкары. Наблюдая ощущения в теле без влечения и отвращения, оставаясь уравновешенными, мы освобождаемся от санкар.
В этом и есть суть техники Будды. Випассана означает “видеть реальность такой, какая она есть”, не привнося своего отношения к ней. В реальном мире страдания нет. Оно существует только в нашем уме и порождается нашим отношением к происходящему.


Саму технику давали в тот же четвертый день когда и адхиттану. Она оказалась очень простой и все мои ожидания о супер секретной технике не оправдались. Суть ее заключается в том что бы «сканировать» тело от макушки до пальцев ног. И отслеживать ощущения в теле. У меня это была область размером с монету или лучик фонарика, которой я пробегал по всему телу и пытался понять есть ощущения или нет. Где слепые участки нужно остановиться на минуту, если ощущений нет идти дальше. Потом размер луча можно увеличивать, и осознавать ощущения на руке или другой части тела в целом. Когда эта стадия начинает получаться, нужно пробовать пробегать взглядом с верху вниз и снизу вверх по всему телу. На 5 и 6 день у меня стало все меньше и меньше слепых участков и стали появляться однородные ощущения, теплота, покалывание. Но добиться этих ощущений на всем теле за курс не получилось. Но это у кого как. Регулярная практика и все получится. Когда медитатор чувствует эти однородные ощущения (энергию) по всему телу, он начинает пробовать пронизывать взглядом тело и отслеживать ощущения еще и внутри тела. Смысл в том, если я правильно понял, что бы все тело ощутить в этих однородных ощущениях. (Сверхзадача медитации конечно серьезней, но для начала это ощущения.)

Интересный момент, что эти приятные однородные ощущения, тепла, покалывания (у всех разные) привязывают к себе больше чем боль, о этом тоже говорится в лекциях. Когда у меня получилось в большей части тела поймать эти ощущения я их классифицировал как приятные. Действительно сидеть и медитировать становится приятно, начинаешь ловить «грубый телесный» кайф. Но в следующий раз сев медитировать я ждал пока они придут, а они (ощущения) приходили не сразу или вообще не приходили, и я на это внутренне реагировал. Потом уже в беседе в Помощником Учителя, он прояснил что к ним (приятным ощущениям) нужно относиться как и к боли (грубым ощущениям) беспристрастно.

mysticspot
Кризис.
Следующий кризис у меня случился на 8 день. После трех дней практики випассаны у меня начала жутко болеть голова. И я к этому относился как к грубым ощущениям. Но это не проходило. Тогда я записался к Помощнику Учителя на очередную беседу. Я рассказал ему о своей проблеме. Он спросил, двигаю ли я во время медитации глазами. Я утвердительно сказал что двигаю, как же мне свой луч или внутренний взор перемещать по телу. Он ответил что от этого то и болит голова, и нужно стараться проходить внимание все тело и при этом не напрягать глаза. В следующие медитации я пробовал но у меня это не получалось. И не получилось за все время курса. Меня это иногда расстраивало, но я старался не реагировать и верил что рано или поздно получится. Уже будучи дома, через пару дней после приезда с курса, в одну утреннюю медитацию я понял что глаза на месте расслаблены а я прохожу вниманием тело. И это был очередной позитивный прогресс в практике.

Последние дни.
В целом последние дни курса, были продуктивны в практике медитации випассаны. Я с радостью вставал в 4 утра без гонга. Я чувствовал, как мой ум становится моим другом и соратником. Все вопросы и проблемы, которые для меня были неразрешимыми сейчас стали предельно ясны, ответы и решения приходили сами собой.
В тот день когда «Благородное молчание» было отменено, мне не очень хотелось говорить. Не потому, что я стал замкнут или по другим причинам, а потому что вес слова нужного и не нужного был для меня более ясен.

Выводы относительно медитации випассана.

Не понравилось.
Это то, что на протяжении курса не рекомендуют заниматься йогой. Хотя это объясняется тем, что только таким образом можно в чистоте попробовать практику, и в этом есть доля здравого смысла. Но по приезду домой, моя практика йоги стала более осознанной чем раньше, и мне кажется, что если человек практиковал йогу до випассаны, то ему она не навредит и во время (но это мое субъективное мнение). Для уточнения, хатха-йога имеет место быть, а вот медитации и пранаямы уже нет.

Еще один странный момент, что если вы практикуете випассану, то зачем вам тогда практиковать другие медитации. И это неоднократно повторяется на протяжении всего курса. Может это и правильно, но я пока это не могу принять.
В целом мне не понравилась некая консервативность и закрытость. С другой стороны если верить тому, что именно традиция бирманской випассаны которую дает Гоенко сохранилась в чистоте со времен Будды, возможно тогда такая консервативность имеет смысл. Но я к этому отношусь двояко.

Понравилось.
Я прочувствовал на собственном опыте, что это работает. Как минимум я стал выдержанней, осознанней. Даже если не брать духовное развитие, то результаты применимы в повседневной жизни, в работе в быту.
Курс бесплатный и его может посетить любой человек вне зависимости от достатка.

В общем если не вдаваться в философию и брать только практические моменты то мне все понравилось. И я без сомнения порекомендовал бы пройти как минимум один курс всем своим знакомым. В секту не затянут, и на собственном опыте можно понять работает это или нет.

После десятидневного курса ты находишься в «рабочем режиме», и дома регулярно медитировать по часу утром и вечером гораздо легче.
vsELENAya
Поздравляю!!! Отличный опыт!

И пока ты в «рабочем режиме», постарайся сохранить его! Если начнешь давать себе волю расслабиться и пропускать — потом все-равно вернешься к медитации, но будет сложнее. Это я на своем опыте испытала) Если есть возможность и сила воли медитировать каждый день — МЕДИТИРУЙ!

Успехов в практике! :)
mysticspot
И пока ты в «рабочем режиме», постарайся сохранить его! Если начнешь давать себе волю расслабиться и пропускать — потом все-равно вернешься к медитации, но будет сложнее. Это я на своем опыте испытала)

Я это тоже наблюдал. Девушка ездила на випассану в первый раз одна. Когда вернулась домой, я утром и вечером йогой занимался она медитировала и занималась йогой. Но со временем, не заметно, у нее осталась только йога.

Сейчас же стало проще, так как если кто-то из нас пытается увильнуть, другой не дает расслабиться. Но это первую неделю было. На данный момент практика медитации начинает входить в ритм. Да и когда есть результаты практиковать начинаешь с желанием. Главное сначала верить что все получится и поддерживать регулярность.

Если есть возможность и сила воли медитировать каждый день — МЕДИТИРУЙ!

Тут мне кажется не от силы воли плясать нужно. А скорее всего себя увлекать, осознавать полезность.
Лично у меня сила воли не действует))) Поэтому ищу другие пути.
vsELENAya
)))) ну может и не от силы воли… у каждого по-разному) у всех свои слабости… главное осознавать их и не поддаваться им)

Можно назвать это силой воли, силой намерения, увлечением, осознанностью… главное чтоб результат был))

Так что вперед!))
fable
  • fable
  • +1
Для уточнения, хатха-йога имеет место быть, а вот медитации и пранаямы уже нет.

В смысле после випассаны осталась только хатха а до этого делал и пранаяму и медитцацию?

Вообще очень интересный опыт, в следущем году хочу тоже съездить
mysticspot
В смысле после випассаны осталась только хатха а до этого делал и пранаяму и медитцацию?

Правильней будет так сказать, что випассана не имеет ничего против асан, но не жалует пранаяму и медитацию.

Медитацию потому что не стоит практиковать разные виды раз вы практикуете Випассану. А пранаяму не жалует, потому что там применяется усилие и дыхание изменяется, а випассана наблюдает за естественным дыханием.

Я сейчас стараюсь практиковать випассану в чистоте, для чистоты результата. Думаю пару месяцев, а потом хочу пару месяцев отдельно практиковать еще одну медитацию. В общем провожу эксперименты)
А пранаяму я пробовал практиковать но на очень поверхностном уровне. Так как это была не интенсивная практика, то не могу сказать о ее результатах. Поэтому в дальнейшем хочется более серьезно заняться и пранаямой, если будет потребность и желание.

Вообще очень интересный опыт, в следущем году хочу тоже съездить

Если вы соберетесь ехать, то внимательно следите за временем когда открывают регистрацию! И в тот день когда ее откроют советую сразу подготовленную анкету отправлять в 00.01-00.10 минуты. А то можно и не успеть, слишком много желающих.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.